Султанхан Адо и социально-культурное мышление жителей Средней Азии

З. С. Абдулазизова

Аннотация


Статья рассказывает о шейх-уль-исламе Бухары Султанхане Адо, который был талантливым двуязычным поэтом. Его творчество неразрывно связано с социально-политической жизнью, литературной средой Кокандского ханства и Бухарского эмирата второй половины XVIII – первой половины XIX вв. Персидско-таджикский диван Султанахана Адо хранится в рукописном фонде Национальной библиотеки Республики Таджикистан под № 816. Изучение дивана поэта позволило нам выделить несколько тематических подгрупп, но главенствующей является богословско-кораническая тематика. В большинстве стихотворений Султанхан возвеличивает шариат и основные ценности ислама. В содержательном аспекте его стихи близки философской, мистической лирике, а также он разрабатывает социальные, морально этические проблемы. Поэт в своих творениях использует метрику, ритмику, рифмовку и другие приемы восточной классической поэзии. В экономическом, социальном, идейном и духовном мире простого народа появились изменения. Буржуазная революция во Франции оставила свой след в государствах Западной Европы, России, Иране, Турции, а также и в странах Средней Азии. В диване в отблеске размышлений о шариатских нормах ислама Султанхан Адо обсуждает вопросы управления государством, дает наставления, но, несмотря на его старания, эти поучения не дали положительного результата, так как в Мавераннахре интенсивно развивались передовые социальные мысли. Поэтому Султанхан Адо приступил к восхвалению государственного строя эмирата и превозношению деятельности его высокопоставленных чиновников. Поэт в своих газелях часто использовал слово «фаранг». Это слово связывает образы России и Европы, российской и европейской культуры в единое неделимое понятие. Это слово не было традиционным для Средней Азии первой половины XIX века, а было новым понятием, которое Султанхан Адо преподнес как дар своему народу.


Ключевые слова


Султанхан Адо, шейх-уль-ислам, Бухара, Коканд, поэт, Средняя Азия, ислам, Макнуна, персидско-таджикский диван, «фаранг»

Полный текст:

PDF

Литература


Адо Султанхан. Диван. Рукопись № 816 (ДШ).

Бисенбаев, А. К. Другая Центральная Азия. Алматы : Аркас, 2003. 146 с.

Записки о Бухарском ханстве (отчет П.И. Демезона и И.В. Виткевича). М. : Наука, 1983. 144 с.

Нодими Истаравшани. Диван. Рукопись. Личный архив профессора Каримова У.

Нозили Худжанди. Диван. Рукопись № 1033 (ДШ).

Хаджа Хакимхан. Мунтахаб-ут-таварих, копия № 63. Душанбе; Дом-музей А. А.Семенова. Рукопись.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.