ПРЕДПРИЯТИЯ И ВУЗЫ РЕГИОНА: ФОРМЫ СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТОВ

Елена Анатольевна Шуклина

Аннотация


В статье рассматривается актуальная проблема – взаимодействие предприятий и университетов в российских регионах. Значимость изучения данной проблематики обусловлена рядом актуальных противоречий между сформировавшимися социально-экономическими условиями и управленческими моделями, исторически определившими характер и динамику сетевых взаимодействий предприятий и отечественных вузов. Важным противоречием выступает принципиальная разнонаправленность стратегического развития и основных целей участников анализируемого авторами взаимодействия. Его проблемные зоны связаны с углублением противоречий между тенденциями модернизации высшей школы, ориентируемой системой управления на высокие показатели международной конкурентоспособности и вхождение в мировое образовательное пространство, и проблемами конкретных регионов, с решением которых высшая школа не связана напрямую.  

Статья базируется на анализе данных социологического исследовательского проекта «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности». Опираясь на эмпирическую базу социологических данных по Свердловской области, авторы ставят перед собой цель дать оценку взаимодействию ведущих университетов с предприятиями – драйверами региональной экономики с учетом устойчивости, эффективности и возможностей развития сложившихся практик в границах макрорегиона. В статье анализируются типы и направления взаимодействия вузов с региональными предприятиями, исследуются структурные различия сложившихся практик, критически оцениваются прогнозы перспектив развития последних и условия эффективного развития связей вузов и предприятий с позиции последних как одного из ключевых стейкхолдеров.

В публикации представлены результаты экспертного опроса. Информантами выступали представители управленческого звена высшего уровня, заместители руководителей и топ-менеджеры ведущих предприятий области, функционирующих в пяти управленческих округах (N=124). Экспертный опрос охватил не менее 90% предприятий, обеспечивающих рынок труда региона и являющихся основными работодателями во всех управленческих единицах Среднего Урала.

Исследование позволило охарактеризовать сложившиеся, устойчивые практики взаимодействий. Анализ экспертных мнений показал, что к наиболее эффективным и результативным практикам сотрудничества с вузами эксперты относят традиционные формы взаимодействия, где предприятия выступают в роли работодателя, а также различные виды переподготовки и повышения квалификации сотрудников на системной основе.  Анализ успешного опыта предприятий в поддержании связей с вузами позволил выделить четыре типа взаимодействия, а именно: внешние организационные формы взаимодействия; формы, интегрированные в производственный процесс либо образовательную деятельность вуза и совместные формы партнерства на паритетных началах.

Данные исследования показывают, что эксперты прогнозируют слабо выраженные позитивные изменения потребности рынка труда УрФО в специалистах с высшим образованием, потребности предприятий в обучении работников в вузах, что обусловливает их нежелание активизировать взаимодействия с вузами, изменять структуру расходов на образовательные услуги вузов по переподготовке и повышению квалификации. Эксперты не предвидят серьезных изменений в интеграционных процессах образования, науки и производства в макрорегионе, что объясняет их нежелание всерьез ориентироваться на развитие тесных взаимодействий со сферой науки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученная картина реальных практик партнерства высшего образования и бизнеса в промышленном российском регионе дополняется анализом предложений экспертов, направленных на создание условий успешного развития сетевых взаимодействий университетов с конкретными предприятиями как ключевыми стейкхолдерами в региональном пространстве.


Литература


Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе : монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских, А. К. Клюев, А. А. Кузьминчук, С. В. Кульпин, М. В. Певная, Н. В. Шаброва, Е. А. Шуклина ; под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2017. 400 с.

Бондаренко Н. В. Характер взаимодействия российских компаний и системы высшего образования глазами работодателей. Итоги опроса 2013 г., по данным Левада-центра // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 162-175.

Данилаев Д. П., Маливанов Н. Н. Современные условия и структура взаимодействия вузов, студентов и работодателей // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 29-35.

Кекконен А. Л., Шабаева С. В. Практическое исследование сотрудничества вузов и бизнеса в России и странах EMCOSU // Университетское управление: практика и анализ. 2017. №6 (112). С. 93-100.

Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова; М. : Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2011. 240 с.

Ключарев Г. А., Савенков В. И. Востребованность и результативность внедрения инновационной продукции научного взаимодействия вузов, НИИ и компаний. М. : ЦСП и М, 2016. 63 с.

Копров В. М., Сапир Е. В. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3. С. 382 –392.

Лощилова М. А. Непрерывная профессиональная подготовка будущих инженеров в условиях сетевой формы реализации образовательных программ // Professional Education in Russia and Abroad. 2014. № 3 (15). С. 87-91.

Мотовилов О. В. Формирование системы взаимоотношений между вузом и работодателями // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 17-27.

Опфер Е. А. Высшая педагогическая школа и работодатели: принципы взаимодействия // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 45-51.

Полутин С. В. Интеграция государства, науки и бизнеса в контексте «теории тройной спирали» // Регионология. 2013. № 4(85). С. 109 –112.

Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Образовательно-производственное партнерство как форма организации основного высшего и дополнительного образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 5. С. 115-122.

Терлыга А. Ф. Университеты как пространство инноваций Уральского региона // Университетское управление: практика и анализ. 2017. №6 (112). С. 138-141.

Тешев В. А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. №1(135). С. 139-144.

Шуклина Е. А., Певная М. В. Высшее профессиональное образование и институт работодателей: проблемы эффективности межинституциональных взаимодействий // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. № 1 (159). С.155-163.

Cosh A., Hughes A. Never mind the quality feel the width: University-industry links and government financial support for innovation in small high-technology business in the UK and the USA // Journal of Technology Transfer. 2010. № 35(1). Р. 66-91.

Kaklauskas A., Banaitis A., Ferreira F.A.F., Ferreira J.J.M., Amaratunga D., Lepkova N., Ubartė I., Banaitienė N. An Evaluation System for University–Industry Partnership Sustainability: Enhancing Options for Entrepreneurial Universities. Sustainability 2018. № 10. 119 р.

Rajalo S., Vadi M. University-industry innovation collaboration: Reconceptualization // Technovation. 2017. Vol. 62–63. P. 42-54.

Rajeev K. Goel, Devrim GöktepeHultén, Christoph Grimpe. Who Instigates University–industry Collaborations? University Scientists Versus Firm Employees // Small Business Economics. 2017. Vol. 48. No. 3. Р. 503-524.

Schartinger D., Rammer C., Fischer M. M., Fröhlich J. Knowledge interactions between universities and industry in Austria: sectoral patterns and determinants // Research Policy. 2002. № 31(3). Р. 303- 328.

Schaeffer P. R., Dullius A. C., Maldonado R., Zawislak P. A. Types of university-industry interaction: a new approach to bridge the gap between universities and industries // XVI Congresso Latino-Iberoamericano de Gestão Tecnologia. ALETC, Porto Alegre, Brasil. 2015.

Svirina A., Bagautdinova N., Gafurov I. Interrelation of real economy sector enterprises with university in contemporary university development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 191. Р. 1377 – 1382.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.