Рост привлекательности российских вузов для иностранных студентов

Светлана Александровна Пимонова, Екатерина Михайловна Фомина

Аннотация


Данная статья относится к исследовательской категории, так как является продуктом исследования, которое было проведено авторами статьи, и представляет собой анализ данных, полученных в результате опроса, и  интерпретацию обнаруженных во время данного опроса проблем управления в вузах.

Настоящая статья рассматривает вопрос эффективности привлечения иностранных студентов в вузы России. Изучаемая проблема является практической, так как решает актуальную на данный момент задачу в университетах. В ходе данного исследования было проведено изучение мнения иностранных студентов об уровне и качестве высшего образования в России, а основным результатом работы стала разработка рекомендаций для руководства университетов и органов местного самоуправления по увеличению потока иностранных студентов в российских вузы.

Практическая часть работы заключается в проведенном анкетировании иностранных студентов следующих вузов: НИУ ВШЭ, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, Московского государственного областного университета, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, а также Самарского государственного экономического университета. В опросе приняли участие всего 124 студента.

Основным результатом исследования являются рекомендации авторов по увеличению числа иностранных студентов в российских вузах на основе опыта зарубежных и российских вузов, а также проведенного анкетирования в вузах.

По результатам проведенного анализа следующие меры были обозначены как наиболее актуальные: увеличение количества учебных дисциплин на английском языке в университетах; создание совместных проектов российских и иностранных студентов для решения вопроса коммуникации и взаимодействия; повышение уровня владения профессорско-преподавательского состава английским языком; пополнение электронной базы библиотек российских университетов новейшими исследованиями на иностранном языке по различным специальностям; предоставление ознакомительных туристических туров по России; выделение отдельных комнат в общежитии для иностранных студентов с достойными условиями проживания; создание информационных табличек по городу на английском языке; открытие лабораторий, исследовательских центров различной научной направленности.

В качестве возможного предложения для следующего исследования по данной теме можно обозначить увеличение количества респондентов в опросе, что может позволить обнаружить дополнительные аспекты обучении в российских вузах, которые требуют немедленного вмешательства для улучшения репутации вуза и повышения его привлекательности для иностранных студентов.

Статья содержит авторское исследование и рекомендации, основанные не только на уже существующем зарубежном и отечественном опыте, но и на полученных первичных данных от непосредственных участников процесса обучения, а именно, иностранных студентов. Стоит отметить, что исследование не включает мнение студентов из стран СНГ, так как они в большинстве случаев приезжают учиться в Россию на льготных условиях. Проблему привлечения иностранных студентов в российские вузы также ставит перед собой и Министерство образования РФ, поэтому руководство вузов несомненно заинтересовано в повышении статуса университетов на международной арене  и привлечении в Россию иностранных студентов.


Полный текст:

 Только для подписчиков

Литература


Smolentseva A. International students in Russia. International Higher Education. 2015. №36. P. 18-20.

Basic development trends in Higher Education: Global and Bologna changes / edited by V.I. Baidenko// Moscow: Research center for quality specialist training. 2010. P. 20-23.

Rodionov D.G., Rudskaia I.A., Kushneva O.A. The importance of the university world rankings in the context of globalization. Life Science Journal. 2014. №11. P. 442-446.

Elkova A.K. Problems of social and communicative adaptation of foreign students in Russian higher education institutions. Коммуникативные аспекты языка и культуры: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Томск : Изд-во ТПУ. 2015. Ч. 3. С. 162-165.

Очирова О.А., Дашадондокова А.Г., Котуа С.Б. Адаптация учебных мигрантов из Китая и Монголии в рамках российской системы образования (на примере Республики Бурятия) // Вестник ВСГУТУ. 2015. № 2 . С.162-166.

Яковлева С.М. Влияние методики учета иностранных студентов на интернационализацию российских вузов // Образование и наука. 2016. № 9 (138). С.121-135.

Чинаева Т.И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг // Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 60-68.

Altbach P.G. The Globalization of College and University Rankings. The Magazine of Higher Learning. 2012. №44(1). P. 26-31.

Donetskaya S.S. Analysis of the competitiveness of Russian universities in the world rankings. Higher Education in Russia. 2014. Journal 1.

Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence Palgrave Macmillan. 2011. P. 304.

Hongcai W. University Rankings: Status Quo, Dilemmas, and Prospects. Chinese Education and Society. 2009. №42(1). P. 42-55.

Hou A., Y. Chi R. Morse C. and C. Lin An Analysis of Mobility in Global Rankings: Making Institutional Strategic Plans and Positioning for Building World-Class Universities. 2014. P. 841-847.

Ross W. Methodology, Meaning and Usefulness of Rankings. Australian Universities' Review. 2008. № 50 (2). P. 51-58.

Soh K. World University Rankings: What Is in for Top Ten East Asian Universities? New Horizons in Education. 2012. № 60 (2). P. 36-50.

University Rankings [electronic resource] / edited by L. Taradina // Educational community. National Research University – Higher School of Economics. 2012. № 9(14).

Rodionov D.G, Fersman N.G., Kushneva O.A. Credibility of the Russian higher education in the world: problems and solutions. Life Science Journal. 2014. №11. P. 43-47.

Krasnova G. A. How to make Russian education an integral part of economic progress. 2015. P. 464-467.

Luneva E. V. Key Performance Indicators (KPI) System in Education. Asian Social Science. 2015. №8. P. 194-200.

Development strategies of Russian universities: meeting new challenges / edited by N. L. Titova// Мoscow: МAKS Press. 2008. 668 p.

Брумштейн Ю.М., Зарипова В.М., Пугина Н.Н. Анализ целей и факторов конкурентоспособности и методов информационно-рекламной поддержки привлечения иностранных студентов в российские вузы // Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии. 2009. №3. С. 96-100.

Ваулина Л.Н., Коношенко Н.А. Межкультурная адаптация иностранных студентов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 3. С. 225-227.

Большова Н.Н. Интернационализация высшего образования как фактор высококвалифицированной миграции в XXI веке (на примере Германии) // Ежегодник ИМИ. 2013. № 3-4. С. 68-83.

Каргина Е.В. Развитие системы сопровождения и поддержки как эффективный инструмент привлечения иностранных студентов в российские вузы // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2 (17). С. 102-105.

Данилина В.В. Коммуникационная кампания по продвижению российских магистерских программ за рубежом (из опыта НИТУ “МИСИС”) // Российская школа связей с общественностью. 2015. № 7. С. 180-191.

Арсеньев Д.Г., Речинский А.В., Швецов К.В., Ватин Н.И., Гамаюнова О.С. Программа “5-100-2020”: привлечение иностранных студентов в СПбПУ на обучение по инженерно-строительным направлениям // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2014. №8(23). С. 21-35.

Архипов А.Ю., Рогова Т.М., Савченко И.Н., Фурса Е.В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // Проблемы развития системы образования. 2013. №1 (11). С. 124-128.

Маркина Д.М. Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на мотивацию обучения в России иностранных студентов на примере РАНХиГС // Social-economic phenomena and processes. 2018. №2 (13). С. 58-63.

Sidorenko T. World University Rankings as a Challenge to Improve Higher Education in Russia. Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. P. 464-467.

Abasov Z.A. Methodological functions of philosophy of education in the age of globalization / Abasov Z.A// Philosophy of Education. 2013. №3. P. 32–38.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.