Высшее образование в моногородах: модели, практики, вызовы

Ксения Романовна Романенко, Екатерина Юрьевна Шибанова, Екатерина Сергеевна Абалмасова, Алексей Алексеевич Егоров

Аннотация


Цель данной исследовательской статьи – выявить основные модели и ключевые особенности существования высшего образования в моногородах, то есть на территориях, где экономическое и социальное развитие исторически связано с присутствием крупного предприятия. Для исследования была выбрана Свердловская область, а основная часть данных была собрана в ходе проведения исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ. В качестве исследовательской стратегии был выбран анализ кейсов, а в качестве методов проведение биографических и экспертных интервью в сочетании с анализом статистических показателей по региону. Концептуальной рамкой для описания данных стал модернизированный для целей статьи «треугольник координации» Б. Р. Кларка, где уровень государства заменен на уровень города. Результаты исследования включают в себя выявление и классификацию форм существования высшего образования в моногородах (филиал, частный инженерный вуз, основанный предприятием, и программы высшего образования, реализуемые на территории заказчика), описание пяти основных исследовательских кейсов, каждый из которых соответствует одному из моногородов региона, а также распределение кейсов в треугольнике координации по их тяготению к городу, рынку или академическому сообществу. Кроме того, статья включает в себя описание ключевых практик взаимодействия вузов и местных предприятий (специальные стипендии, совместная профориентация школьников, совместное руководство курсовыми и дипломными работами студентов и т.д.) и идентификацию характерных проблем и вызовов в деятельности вузов в моногородах. Данные, собранные при проведении интервью, подтверждаются тезисами на основе статистики – о невысоких показателях научной деятельности вузов, высокой доля внебюджетных средств в структуре доходов вузов и высокой степени дифференциации среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов, уехавших из Свердловской области. Наконец, в статье приводится пять финализирующих тезисов, подчеркивающих важность социальной миссии высшего образования в моногородах и необходимость оценок качества деятельности вузов, которые учитывали бы уникальные практики взаимодействия вуза с предприятием, городом и местным сообществом.


Литература


Varga A. Regional economic effects of university research: a survey //Unpublished manuscript, West Virginia University, Regional Research Institute, Morgantown, WV. – 1997.

Etzkowitz H. Enterprises from science: The origins of science-based regional economic development //Minerva. – 1993. – Т. 31. – №. 3. – С. 326-360.

Elliott D. S., Levin S. L., Meisel J. B. Measuring the economic impact of institutions of higher education //Research in Higher Education. – 1988. – Т. 28. – №. 1. – С. 17-33.

Bluestone B. UMASS/Boston: An Economic Impact Analysis. – 1993.

Huggins R., Johnston A. Knowledge networks in an uncompetitive region: SME innovation and growth //Growth and Change. – 2009. – Т. 40. – №. 2. – С. 227-259.

Agasisti A., Egorov A., Zinchenko D., Leshukov O. (forthcoming) Universities’ efficiency and regional economic growth: Empirical evidence from Russia

Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: https://минобрнауки.рф/проекты/вузы-центры-инноваций (дата обращения: 03.09.2018)

Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru

Среднесписочная численность работников всех организаций по моногородам за 2016 год: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru

Маслова А. Н. Моногорода в России: проблемы и решения //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2011. – Т. 4. – №. 5.

Распоряжение Правительства РФ от 16.04.2015 N 668-р «О внесении изменений в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утв. распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р»

Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

Ревенко Н. Ф., Чикурова О. В., Силиванова О. А. Влияние градообразующего вуза на демографическую ситуацию в моногороде //Вестник ИжГТУ им. МТ Калашникова. – 2017. – Т. 20. – №. 3. – С. 80-85.

Губин В.А., Огородникова Т.Г. Особенности ценностей студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода // Приволжский научный вестник. 2013. №10 (26). С. 91-100.

Богданова И.Н, Кадырова Х.Р. Проблема миграции молодежи моногородов и пути ее решения// Высшее образование в России. 2015. №5. С. 161-163

Ахмедова Д. Р. Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногорода: некоторые противоречия процесса и пути повышения эффективности //Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 8. – №. 4.

Павлова А.Н. Диверсификация деятельности вуза на рынке образовательных услуг в моногороде// Современные наукоемкие технологии. 2012. № 1 (29). С.55-59

Арский А. А. Виртуальные филиалы как основа системы высшего образования в моногородах// Маркетинг и логистика. 2015. 1-1(1) С. 4-8.

Clark, B. R. (1983). The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National

Perspective. Berkeley, CA: University of California Press.

Pusser B. The state, the market and the institutional estate: Revisiting contemporary authority relations in higher education //Higher Education. – Springer, Dordrecht, 2008. – С. 105-139.

Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению //Университетское управление: практика и анализ. 2012.№ 5. – 2012. – С. 43-52.

Isak Froumin, Yaroslav Kouzminov & Dmitry Semyonov (2014) Institutional diversity in Russian higher education: revolutions and evolution, European Journal of Higher Education, 4:3, 209-234, DOI: 10.1080/21568235.2014.916532

Абанкина И. В. и др. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России //Вопросы образования. – 2012. – №. 3.

Натхов Т., Полищук Л. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование //Вопросы экономики. – 2012. – №. 10. – С. 30-51.

Platonova D., Semyonov D. Program Diversification and Specialization in Russian Higher Education Institutions. – 2014.

Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории //Университетское управление: практика и анализ. 2013.№ 1. – 2013. – №. 83. – С. 6-17.

Marginson S., Rhoades G. Beyond national states, markets, and systems of higher education: A glonacal agency heuristic //Higher education. – 2002. – Т. 43. – №. 3. – С. 281-309.

Полищук Л. И., Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда //Вопросы образования. – 2005. – №. 1.

Perry B. Universities and cities: governance, institutions and mediation //Built Environment. – 2011. – Т. 37. – №. 3. – С. 245-259


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.