Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления

Евгений Андреевич Терентьев, Сауле Каэржановна Бекова, Наталья Геннадьевна Малошонок

Аннотация


Статья посвящена анализу текущей ситуации в области подготовки научно-педагогических кадров, а также  некоторых причин низких  показателей защищаемости аспирантов, которые наблюдаются в последние годы. Анализируется состояние и динамика системы аспирантской подготовки в постсоветское время, включая изменения, вступившие в силу в 2013 и 2014 гг., связанные с присвоением аспирантуре образовательного статуса и повышением требований к соискателям ученых степеней. Обсуждается вопрос о том, как эти изменения вписываются в общемировой контекст развития аспирантского образования, и могут ли они рассматриваться в качестве объяснения снижения доли защит. В статье обосновывается, что негативные тенденции, наблюдающиеся сегодня в области подготовки научно-педагогических кадров, обусловлены процессами, происходящими в высшем образовании и науки в постсоветский период, и возникшими вследствие этих процессов проблемами.

В качестве эмпирической базы исследования выступает опрос 1866 аспирантов в 11 российских университетах, участвующих в Проекте 5-100, а также полуструктурированные интервью с 20 аспирантами и 11 сотрудниками университетов, отвечающими за реализацию аспирантских программ.

В качестве ключевых проблем российской аспирантуры на основе эмпирического исследования выделяются следующие: (1) неэффективность действующих систем отбора аспирантов; (2) низкое качество научного руководства; (3) недостаточная финансовая поддержка аспирантов; (4) нехватка у аспирантов компетенций для выполнения требований по подготовке научных публикаций. Даются предложения по мерам, которые могут привести к преодолению указанных проблем.


Полный текст:

 Только для подписчиков

Литература


Cyranoski, D., Gilbert, N., Ledford, H., Nayar, A., Yahia, M. The PhD factory, Nature, 2011, vol. 472 no. 7343, pp. 276-279.

Dezhina, I., Graham, L. Science and Higher Education in Russia. Science, 1999, vol. 286, no. 5443, pp. 1303-1304.

European University Association. Salzburg II Recommendations: European Universities’ achievements since 2005 in implementing the Salzburg principles, 2010.

Gellert, C. The German model of research and advanced education. In B. R. Clark (Ed.), The research foundations of graduate education: Germany, Britain, France, United States, Japan (pp. 5–44). Berkeley: University of California Press, 1993.

Gilbert, R., Balatti, J., Turner, P., Whitehouse, H. The generic skills debate in research higher degrees, Higher Education Research & Development, 2011, vol. 23, no. 3, pp.375–388

Guerin C., Green I., Bastalich W. Big love: Managing a team of research supervisors. In V. Kumar, A. Lee (Eds.), Doctoral Education in International Context: Connecting Local, Regional and Global Perspectives (pp. 138-154). Universiti Putra Malaysia Press, 2011.

Halse, C. Is the doctorate in crisis? Nagoya. Journal of Higher Education, 2007, no. 7, pp. 321–337.

Kehm, B. M. Doctoral education in Europe and North America: A comparative analysis. In The formative years of scholars, WennerGren International Series vol. 83 Edited by: Teichler, U. London: Portland Press, 2006.

Kemp, D. A. (1999). Knowledge and innovation: a policy statement on research and research training. Canberra: Department of Education, Training and Youth Affairs.

Kobayashi S., Grout B., Rump C. Ø. Interaction and learning in PhD supervision–a qualitative study of supervision with multiple supervisors, Dansk Universitetspædagogisk Tidsskrift, 2013, Vol. 8, №. 14, pp. 13-25.

Matas, C. P. Doctoral education and skills development: An international perspective. REDU: Revista de Docencia Universitaria, 2012, vol. 10, no. 2, pp. 163-191.

Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities. Higher Education, 2018 (в печати).

National Science Foundation, National Center for Science and Engineering Statistics. 2018. Doctorate Recipients from U.S. Universities: 2016. Special Report NSF 18-304. Alexandria, VA. Available at https://www. nsf.gov/statistics/2018/nsf18304/.

Nerad, M. Increase in PhD production and reform in doctoral education worldwide. Higher Education Forum, 2010, no. 7, pp. 69–84.

Neumann, R., Tan, K. K. From PhD to initial employment: the doctorate in a knowledge economy. Studies in Higher Education, 2011, vol. 36, no. 5, pp. 601–614.

Olmos-López P., Sunderland J. Doctoral supervisors’ and supervisees’ responses to co-supervision. Journal of Further and Higher Education, 2017, Vol. 41, №. 6, pp. 727-740.

Pearson, M. Framing research on doctoral education in Australia in a global context. Higher Education Research & Development, 2005, vol.24, no. 2, 119–134.

Watts, J. H. Team Supervision of the Doctorate: Managing Roles, Relationships and Contradictions. Teaching in Higher Education, 2010, vol. 15, no. 3, pp. 335–339.

Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Научное руководство аспирантами: «внутренние» и «внешние» регуляторы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Физика. 2015. Т. 15. №. 1. С. 83-88.

Балабанов, С.С., Бедный, Б.И., Козлов, Е. В., Максимов, Г. А. Многомерная типология аспирантов // Социологический журнал. 2003. №. 3. С. 71-85.

Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А.А. Факторы эффективности и качества подготовки научных кадров в аспирантуре (социологический анализ) // Университетское управление. 2007. №. 5. С. 56-65.

Бедный, Б.И., Казанцев, В.Б., Миронос, А.А., Половинкина, Е.О., Рыбаков, Н.В. Исследовательские школы как драйвер развития аспирантуры нового типа // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №. 4(40). С. 133-146.

Бедный, Б.И., Козлов, Е., Максимов, Г., Хохлов, А. Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза // Высшее образование в России. 2003. №. 4. С. 133-146.

Бедный, Б.И., Рыбаков, Н.В., Сапунов, М. Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. №. 9. С. 125-134.

Бедный, Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. №. 3. C. 44-52.

Бедный, Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. №. 4. С. 5-16.

Бедный, Б. И., Миронос, А. А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008.

Бедный Б.И., Миронос А.А., Балабанов С.С. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социологические исследования. 2008. №. 3. С. 70-78.

Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Современная аналитика образования (Вып. 15. Портрет современного российского аспиранта) — 60 с. Вып. 7(15). М.: НИУ ВШЭ, 2017.

Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1 (в печати).

Вершинин И.В. Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2015. №. 18. С. 61-72.

Водождокова З.Н. Мотивация и ценности в системе воспроизводства научных и научно-педагогических кадров // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №. 2.

Гитман, М., Гитман, Е., Матушкин, Н. Организация приема в аспирантуру в условиях двухступенчатого образования // Высшее Образование В России. 2007. №. 7. С. 19-25.

Гитман М.Б., Гитман Е.К., Черкасов В.Д. Готовность к инновационной деятельности как фактор профессионального отбора в аспирантуру // Регионология. 2009. №. 2. С. 194-203.

Грибанькова А. А. Научное руководство аспирантами: социально-психологические аспекты // Высшее образование в России. 2011. №. 7. С.70-74.

Иванов В. В., Маринина Р. А. Реформирование системы подготовки научных кадров высшей квалификации: проблемы и основные направления // Инновации. 2013. №. 5 (175). С. 32-28.

Котляров И. Д. Проблемы осуществления научного руководства соискателями ученой степени кандидата наук // Образование и наука. 2010. №. 11.С. 98-106.

Никитов А.В., Орчаков О.А., Чехович Ю.В. Плагиат в работах студентов и аспирантов: проблема и методы противодействия // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 61-68.

Российская молодежь: образование и наука / Н.В. Бондаренко, Ю.Л. Войнилов, Г.С. Волкова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2017.

Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2018.

Тезйел, А. Х. Российская аспирантура после ее реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 493-512.

Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г. З. Исследовательский потенциал и социальное самочувствие аспирантов в условиях кризиса российской аспирантуры // Социологические исследования. 2013. №. 12. С. 100-108.

Шестак, В.П., Шестак, Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. №. 12. С. 22-34.

Эрштейн Л.Б. Результативность деятельности аспирантуры и необходимость разработки общей теории научного руководства // Педагогическое образование в России. 2011. №. 4. С. 218-223.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.