Оценка качества и эффективности государственных программ развития образования

Борис Васильевич Корнейчук

Аннотация


Нынешнее состояние российской вузовской системы в значительной степени определяется направленностью и содержанием государственных программ развития образования, которые редко анализируются с критических позиций. Данная исследовательская статья нацелена на устранение этого пробела и содержит описание оригинального метода количественной оценки качества и эффективности программ развития образования. В основе предложенного метода лежит сопоставление плановых и фактических значений целевых индикаторов. Он позволяет выявить «слабые» места программ и может быть использован при разработке новых нормативных документов. Автор показывает, что государственные программы развития образования обладают рядом системных недостатков и требуют внешнего контроля над их исполнением со стороны университетского сообщества. Предложенный метод количественной оценки качества и эффективности программ базируется на двух допущениях. Во-первых, качественные аспекты программы, которые не получили в ней количественного отражения, не учитываются при оценке ее качества и эффективности. Во-вторых, сопоставление плановых и фактических значений целевых индикаторов служит инструментом оценки двух взаимосвязанных аспектов программы – ее качества и эффективности. Главным признаком низкого качества программы в части постановки конкретной задачи автором принято чрезмерное отклонение фактического значения индикатора от целевого значения. В этом случае целевое значение индикатора необоснованно завышено, что не позволяет оценить эффективность программы в части  выполнения данной задачи. Если отклонение умеренно-негативное, то применительно к конкретному индикатору качество программы признается высоким, а эффективность − низкой. Оценка качества программы принимается равной доле «качественных» индикаторов в их общей численности. Оценка ее эффективности принимается равной доле «качественных» индикаторов, для которых фактическое значение оказалось равным или превысило целевой уровень. В результате рассмотрения четырех государственных программ развития образования было установлено, что фактическое значение каждого из рассмотренных 12 индикаторов оказалось меньше целевого уровня. При этом лишь для четырех индикаторов данное отклонение было умеренным и составляло меньше двадцати процентов. В соответствии с принятым методом исследования этот результат позволяет оценить качество государственных программ развития образования величиной 4/12. Из четырех «качественных» индикаторов, для которых в программах были определены обоснованные целевые уровни, лишь один индикатор на практике приблизился к целевому значению. Поэтому эффективность достижения поставленных программных целей была оценена величиной 1/4. В целом, результаты исследования говорят о низком качестве и слабой эффективности государственных программ развития высшего образования в части установления целевых ориентиров. Решение этой проблемы автор видит в изменении процедуры разработки и утверждения таких программ посредством включения в нее обязательного широкого их обсуждения научно-педагогическим сообществом.

 


Литература


Меликян А.В. Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 58-66.

Беляков С.А. Отражение стратегических задач развития образования в программных документах субъектов Северо-Западного федерального округа. М.: Дело, 2017. 256 с.

Смолин О.Н. Высшее образование в эпоху кризиса: сокращать или наращивать? // Процесс образования в современном мире. 2015. № 4. С. 9-16. Doi.:10.15372/PEMW20150402.

Касьянов В.В., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 2-9.

Аникин В.М., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А. Объединение вузов с позиции теории целеустремленных систем деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 41-56.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.