Модель полиязычной образовательной среды Копенгагенского университета

Мария Олеговна Гузикова

Аннотация


Настоящая статья представляет собой анализ кейса Копенгагенского университета по созданию полиязычной среды. В статье проанализированы документы университета, описывающие стратегические и тактические подходы к реализации идеологии полиязычности в университете, исследования, посвященные данному вопросу, и материалы, полученные в ходе глубинных интервью с сотрудниками университета. Актуальность изучения практик мировых университетов по созданию полиязычной среды обусловлена, с одной стороны, распространением английского языка как лингва франка академической коммуникации, с другой стороны, растущим осознанием необходимости определить место родного языка, зачастую являющегося языком обучения, и других иностранных языков в университетской языковой экологии. Кейс Копенгагенского университета позволяет увидеть, каким образом достигается баланс разных языков в университетской образовательной среде, какими могут быть варианты сочетания имеющихся средств коммуникации, каковы факторы, влияющие на конфигурацию этих вариантов. Проведенный анализ показывает, что внедрение полиязычной среды успешно в том случае, если вовлечены все уровни управления университетом (высший, средний и низовой), если имеется концептуальная база, описывающая принципы той или иной языковой экосистемы, и на университетском уровне существует стратегия создания такой системы и прописана тактика ее реализации и определена управленческая структура, ответственная за реализацию поставленных целей. В статье сформулированы некоторые рекомендации по разработке языковой идеологии российских университетов, стремящихся войти в мировую образовательную элиту.  


Литература


Мележик К. А. Языковая политика и языковая реальность интернационализации университетского сообщества //Политическая лингвистика. – 2016. – №. 1. – С. 151-158.

Parr Chr. English language use ‘most significant internationalisation trend for HE’ // Times Higher Education. 2014. 30 Apr. [Электронный ресурс] URL: https://www.timeshighereducation.com/news/english-language-use-most-significant-internationalisation-trend-for-he/2013009.article (дата обращения: 22.07.2018)

Marginson S., Van der Wende M. The new global landscape of nations and institutions //Higher education to 2030. – 2009. – Т. 2030. – №. 2. – С. 17-57.

Cots J. M., Llurda E., Garrett P. Language policies and practices in the internationalisation of higher education on the European margins: an introduction //Journal of Multilingual and Multicultural Development. – 2014. – Т. 35. – №. 4. – С. 311-317.

Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики: монография / под ред. М.О. Гузиковой, А.Л. Неволиной. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 124 с.

Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/проекты/экспорт-российского-образования (дата обращения: 04.10.2018)

Описание сертификационных уровней владения русским как иностранным// Центр подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку МГУ имени М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] URL: http://russian-test.com/tests/torfl/intermediate.html (дата обращения: 29.06.2018)

Haber, F., Griffiths, S. 5 unique mental health stressors faced by international students. EAIE blog, 22.02.2017. [Электронный ресурс] URL: http://www.eaie.org/blog/5-mental-health-stressors-international-students/ (дата обращения: 29.06.2018).

Encinas, A.P., Escriva, J. Understanding the international student experience. EAIE Blog, 15.12.2015. [Электронный ресурс]: URL http://www.eaie.org/blog/understanding-the-international-student-experience/ (дата обращения: 05.10.2018).

van Liempd, H.-G. The struggle and success of services internationalisation. EAIE Blog. 04.11.2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.eaie.org/blog/the-struggle-and-success-of-services-internationalisation/ (дата обращения: 29.06.2018).

Langner M., Imbach R. The University of Freiburg: A model for a bilingual university //Higher Education in Europe. – 2000. – Т. 25. – №. 4. – С. 461-468.

Raud N., Raik K. In search for good practices in multilingual education: comparison of multilingual universities’ models // Darnioji daugiakalbystė. – 2014. – Nr. 4. – P. 87-97.

Reagan T. The promotion of linguistic diversity in multilingual settings: Policy and reality in post-apartheid South Africa //Language Problems and Language Planning. – 2001. – Т. 25. – №. 1. – С. 51-72.

Pennycook A. Language Policy and Local Practices //The Oxford Handbook of Language and Society. – 2016. – С. 125-140.

Wächter B., Maiworm F. (ed.). English-taught programmes in European Higher Education: The State of Play in 2014. – Lemmens Medien GmbH, 2014.

Hultgren A. K. Parallel Language Use. // A. Linn (ed.) Investigating English in Europe: Contexts and Agendas. – Berlin: Mouton. – 2016. – C. 158 - 163.

Bolton K., Kuteeva M. English as an academic language at a Swedish university: Parallel language use and the ‘threat’of English //Journal of Multilingual and Multicultural Development. – 2012. – Т. 33. – №. 5. – С. 429-447.

Kramsch C. The Multilingual Subject. What language learners say about their experience and why it matters. – Oxford: Oxford University Press. – 2009. – 231 p.

Holmen A. ”Being Bilingual Means Being a Foreigner”. Categorizing Linguistic Diversity among Students in Danish Higher Education //HERMES-Journal of Language and Communication in Business. – 2014. – Т. 27. – №. 53. – С. 11-24.

Larsen S., Holmen A. Towards more languages for more student at University of Copenhagen. The interplay between local and global drives of change. // CASALC Review. – 2017. – N. 2. – C. 132-144.

Reflections and Teaching Experiences from the International Classroom. Centre for Internationalization and Parallel Language Use, Faculty of Humanities. University of Copnehagen, January 2017. [Электронный ресурс] URL: https://cip.ku.dk/english/reflections (дата обращения: 15.10.2018).

Lauridsen K. M., Lillemose M. K. (Eds) 2015. Opportunities and challenges in the multilingual and multicultural learning space. Final document of the IntlUni Erasmus Academic Network project 2012-15. Aarhus: IntlUni. [Электронный ресурс] URL: http://intluni.eu/uploads/media/The_opportunities_and_challenges_of_the_MMLS_Final_report_sept_2015.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

Oakes L. From internationalisation to globalisation: Language and the nationalist revival in Sweden //Language problems and language planning. – 2005. – Т. 29. – №. 2. – С. 151-176.

Hultgren A. K. Whose parallellingualism? Overt and covert ideologies in Danish university language policies. – 2014. - C. 61-87.

Pedersen K., Klitgård I., Hvidtfeldt, S. Sprogpolitik for Roskilde Universitet/Language Policy for Roskilde University. – Roskilde: Roskilde Universitet, 2013. – 7 s.

Haberland H., Risager K. Two pilot studies of multilingual competence in international programmes at Roskilde University // Haberland et al. (eds.), Higher Education in the Global Village. Cultural and Linguistic Practices in the International University. – Roskilde: Roskilde University, 2008. – Pp. 41-65.

Gregersen F., Josephson O., Kristoffersen G., Östman J.-O., Holmen A., Londen M. More parallel please. – Kbh : Nordisk Ministerraad, 2018. – 66 p.

Xu J., Fan Y. The evolution of the college English curriculum in China (1985–2015): changes, trends and conflicts //Language Policy. – 2017. – Т. 16. – №. 3. – С. 267-289.

Haberland H., Preisler B. The position of Danish, English and other languages at Danish universities in the context of Danish society // Language policy in higher education: The case of medium-sized languages. – 2015. – С. 15-42.

Иноземцева К. М. Анализ современных требований к владению иностранным языком специалистами инженерно-технических профилей //Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – №. 6. – С. 71-90.

Рыкун А.Ю. Моносреда – эта у нас установка такая! //Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики: монография/ под ред. М.О. Гузиковой,

А.Л. Неволиной. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С. 14-24.

Болсуновская, Л.М. Без языка инженеру нельзя! / Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики: монография/ под ред. М.О. Гузиковой, А.Л. Неволиной. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С. 104-110.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.