ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ВКЛАД ВУЗОВ

Irina Dezhina

Аннотация


Статья представляет собой исследование сложившегося и перспективного рынка дополнительного профессионального образования в России, в том числе по ключевым направлениям технологического развития и места вузов на этих рынках. Рынок дополнительного профессионального образования (ДПО) является высоко конкурентным и постоянно развивается за счет роста числа провайдеров образовательных программ и курсов, а также появления новых образовательных форматов (онлайн-курсов, дистанционного образования). В ближайшем будущем основная конкуренция на рынке внебюджетного дополнительного профессионального образования будет разворачиваться между вузами за средства компаний (организаций), которые повышают квалификацию своих сотрудников в области перспективных технологических направлений. В связи с этим цель написания статьи и основные исследовательские вопросы связаны с оценкой масштабов рынка ДПО, в том числе в финансовом выражении, места на нем вузов, а также с определением перспективных направлений и форм развития ДПО. Исследование базируется на данных официальной статистики, мониторингов, и результатах выборочных опросов.

Ситуация, которая сложилась в сфере ДПО, рассмотрена на макро- и микроуровне. Сначала определены тренды на российском рынке ДПО, включая финансовые параметры, типологию слушателей, сравнительную популярность разных видов ДПО, и место вузов как поставщиков ДПО. На микроуровне анализируется масштаб и параметры спроса на рынке ДПО по перспективным технологическим направлениям. Исследование показало, что пока в России предложение со стороны вузов превышает спрос, хотя рынок внебюджетного ДПО достаточно объемный, пятикратно превышающий бюджетное ДПО. Проведенная оценка сегмента рынка, специализирующегося на перспективных, в том числе сквозных цифровых технологиях, показала, что этот рынок достаточно узкий в сравнении с общими объемами внебюджетного ДПО, и на нем доминирует ограниченное число вузов, с которыми могут начать конкурировать ведущие компании, развивающие корпоративное ДПО (особенно в области наук о данных).

Перспективы развития данного рынка связаны как с появлением новых форм дистанционного образования, так и различными видами кооперационных и сетевых программ ДПО, разрабатываемых и реализуемых вузами совместно с компаниями. При этом дополнительный стимул развитию такого ДПО могут дать новые государственные программы и национальные проекты, такие как «Цифровая экономика Российской Федерации», «Новые возможности для каждого», национальный проект «Наука», а также Центры компетенций Национальной технологической инициативы.

Ограничения исследования связаны с условностью и допущениями в расчетах ввиду отсутствия детальной информации о финансовых аспектах внебюджетного ДПО. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами образования, для высших учебных заведений, развивающих программы ДПО, а также компаний, заинтересованных в развитии собственной системы дополнительного образования, в том числе в кооперации с вузами.


Полный текст:

 Только для подписчиков

Литература


Кузьминов Я.И., Мигунова Д.Ю. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования на рынке образовательных услуг. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 52 с.

Безлепкин В.В., Шмелькова Л.В. О роли федеральных образовательных организаций в развитии дополнительного профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://dpo24.ru/normative-base/97-o-roli-federalnyh-obrazovatelnyh-organizaciy-v-razvitii-dpo-chast-3.html (дата обращения: 27.10.2018).

Итоги реализации программы развития. Результаты деятельности НИУ ВШЭ в 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.hse.ru/data/2018/07/04/1152917592/Отчет%20ректора-2017.pdf (дата обращения: 27.10.2018).

Asadullah M.A., Ullah A.Z. Social-economic contribution of vocational education and training: an evidence from OECD countries // Industrial and Commercial Training. 2018, vol.50, no.4, pp.172-184. DOI 10.1108/ICT-12-2017-0100

Thomas R., Parsons D., Barry J., Rowe V. Employer co-funded training in the UK. Current practice and policy considerations // Education + Training. 2007, vol.49, no.2, pp. 112-125. DOI 10.1108/00400910710739478

Дополнительное профессиональное образование работников в организациях. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/bbd2da8043f81ba38a78cbd92111eac8 (дата обращения: 27.10.2018).

Авраамова, Е.М., Каравай, А.В., Клячко, Т. Л., Логинов, Д. М. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 96 c.

Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 106 c.

Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.

Беляков С. А., Каравай А.В., Полушкина Е. А. Дополнительное профессиональное образование: результаты мониторинга 2016 года. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 88 с.

Бондаренко Н., Кочкина Н., Красильникова М. Вопросы профессионального обучения персонала компаний и сотрудничества предприятий с системой профессионального образования. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 60 с.

Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 27.10.2018).

Цифровая трансформация в России. Аналитический отчет на основе результатов опроса российских компаний. М.: KMDA, 2018. 34 с.

Дополнительное профессиональное образование России – итоги реформ. Бюллетень о сфере образования №14, декабрь 2017 г. М.: АЦ при правительстве РФ. 28 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/15831.pdf (дата обращения: 27.10.2018).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.