Академический руководитель образовательной программы: роль, функции, эффективность. Кейс-стади.

Дмитрий Гергерт, Дмитрий Артемьев

Аннотация


Российский сектор высшего образования может рассматриваться как турбулентная среда. В качестве основных задач, стоящих перед современным высшим образованием, выступают такие вызовы, как снижение государственного финансирования, интеграция российских вузов в международную систему высшего образования и изменение структуры конкуренции за преподавателей и студентов на глобальном рынке. Эти современные тенденции дополняются такими факторами, как переход к Болонскому процессу и существенное изменение формата обучения в бакалавриате и магистратуре. Кроме этого, в образовательный процесс активно вовлекаются работодатели, которые все чаще выдвигают требования по подготовке «готовых к работе» выпускников, что также накладывает определенные обязанности на вузы. В качестве дополнительных вызовов современного высшего образования хотелось бы отметить изменение требований к преподавателям, которые должны совмещать преподавание с исследовательской деятельностью, а не просто транслировать чужие наработки до студента. Также существенно меняется формат предоставления образовательной услуги за счет внедрения современных технологий, информатизации учебного процесса, активное включение в учебный процесс онлайн дисциплин или дисциплин формата «blended learning». Все указанные изменения должны учитываться в деятельности образовательного учреждения. В данной статье рассматриваются вопросы организационной культуры, лидерства и поведенческих навыков преподавателей в позиции академического руководителя.

Исследование построено на анализе НИУ ВШЭ, в исследовании приняло участие 77 академических руководителей образовательных программ бакалавриата и магистратуры, что составляет 34,5% от общего количества программ (в настоящее время, в НИУ ВШЭ реализуется 72 образовательные программы бакалавриата и 151 образовательная программа магистратуры).

Исследовательский вопрос. С 2014 года в НИУ ВШЭ реализуется модель обучения по образовательным программам, во главе которых стоит академический руководитель. Однако, данная функция прописана в документах в достаточно обобщенном виде и, скорее всего, по-разному понимается каждым из руководителей. Соответственно, цель исследования – оценить практику внедрения функционала академического руководителя на примере НИУ ВШЭ, выявить проблемы и определить ролевые модели академических руководителей на основе модели интегрированных конкурирующих ценностей.


Литература


Томилин О.Б., Барнашова М.И., Томилин О.О. Организационная культура как новый управленческий ресурс стратегического менеджмента // Университетское управление: практика и анализ №3, 2014, С. 19-38.

Balogun J. From blaming the middle to harnessing its potential: Creating change intermediaries. British Journal of Management, 2003, no. 14, pp. 69–83. https://doi.org/10.1111/1467-8551.00266

Bolden R., Petrov G., Gosling J., Bryman A. Leadership in higher education: Facts, fictions and futures – Introduction to the special issue. Leadership, 2009, no. 5, pp. 291–298. https://doi.org/10.1177/1742715009337761

Cloke K., Goldsmith J. Resolving Conflicts at Work: Ten Strategies for Everyone on the Job, Third Edition, Jossey-Bass, 2011

de Boer H., Goedegebuure L. The changing nature of the academic deanship. Leadership, 2009, no. 5, 347–364. https://doi.org/10.1177/1742715009337765

Meek V., Goedegebuure L., Santiago R., Carvalho T. The changing dynamics of higher education: Middle-management, London: Springer, 2010

Quinn R., Cameron K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, Third Edition, Jossey-Bass, 2011

Quinn R. Applying the competing values approach to leadership: Toward an integrative framework. In J. G. Hunt, D. M. Hosking, C. A. Schriessheim, & R. Stewart, (Eds.), Leaders and managers: International perspectives on managerial behavior and leadership. New York, NY: Pergamon Press. 1984

Quinn R. Beyond rational management: Mastering the paradoxes and competing demands of high performance. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1988

Quinn R., Rohrbaugh J. A spatial model of effectiveness criteria: Towards a competing values approach to organizational analysis. Management Science, 1983, no. 29, pp. 363–377. https://doi.org/10.1287/mnsc.29.3.363

Quinn R., Faerman S., Thompson M., McGrath M., Becoming A Master Manager, 6nd ed., Wiley, New York, NY. 2015

Schein E.H. Organizational Culture and Leader-ship, San Francisco; Jossey-Bass, 1985.

Scott G., Coates H., Anderson, M. Learning leaders in times of change: Academic leadership capabilities for Australian higher education. Strawberry Hills: Australian Learning and Teaching Council (ALTC), 2008.

Vilkinas T., Cartan G. The behavioral control room for managers: The integrator role. Leadership and Organisation Development Journal, 2001, no. 22, pp. 175–185. https://doi.org/10.1108/01437730110395079

Vilkinas T., Cartan G. The factor structure of the Competing Values Framework: The roles managers display and consider important from manager and other’s perspectives. Management: Pragmatism, philosophy, priorities: Proceedings of the 20th ANZAM Conference, Central Queensland University Press, Rockhampton, 2006

Vilkinas T., Ladyshewsky R. Leadership behaviour and effectiveness of academic program directors in Australian universities. Educational Management, Administration and Leadership, 2012, no. 40, pp. 112–129. https://doi.org/10.1177/1741143211420613

Vilkinas T., West D. Leadership behaviour displayed by heads of school-its extent and importance. Journal of Higher Education Policy and Management, 2011, Vol. 33, no 4, pp. 347-361. https://doi.org/10.1080/1360080x.2011.585709


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.