Структурные изменения и трансформация парадигмы государственной политики в непрерывном профессиональном образовании

Александр Васильевич Федотов, Сергей Анатольевич Беляков, Татьяна Львовна Клячко

Аннотация


В настоящей концептуальной статье на основе анализа статистических данных об изменении средне- и долгосрочных потребностей и объемов подготовки кадров в различных подсистемах системы непрерывного профессионального образования рассматривается гипотезы о вероятном развитии системы непрерывного профессионального образования России и концептуальные предложения об обусловленных этим изменениях приоритетов государственной политики в сфере непрерывного профессионального образования. Комплексный анализ тенденций структурных изменений системы непрерывного профессионального образования отечественными исследователями не проводился, данные зарубежной статистики [1] показывают, что аналогичные тенденции проявились в развитых странах раньше, чем в России. Причина написания статьи – привлечь внимание руководителей профессиональных образовательных организаций и органов управления профессиональным образованием к необходимости реструктуризации стратегических целей развития образования, идентифицировать проблемную область, актуальную для разработки стратегий развития вузов и  сферы профессионального образования. Цели статьи достигаются анализом макроэкономических показателей потребностей в подготовке кадров по профессиональным образовательным программам разного уровня и сопоставлении выявленных тенденций с аналогичными тенденциями за рубежом. Результаты проведенного исследования показали, что потребность в подготовке кадров в системе дополнительного профессионального образования значительно превышает потребности подготовки кадров по «традиционным» образовательным программам профессионального обучения, подготовки специалистов среднего звена и высшего образования. Причиной этого является ускорение технического и технологического прогресса и объективная неспособность «традиционных» образовательных программ обеспечить оперативное получение специалистам компетенций, соответствующих быстро возникающим потребностям. Следствием этого является необходимость пересмотра на уровне государства и работодателей приоритетов в развитии профессионального образования и механизмов его стимулирования. Ограничениями в этом могут быть недостаточно институционализированная система взаимодействия органов управления образованием, работодателей и образовательных организаций.


Литература


OECD (2018), Education at a Glance 2018: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/eag-2018-en (дата обращения: 10.10.2018)

Отражение потребности в ДПО в государственных программах Российской Федерации - проблемы и коллизии. – Сб. Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания, - М., 2017. Изд-во унив. Губкина. С. 6-8.

Кадровое обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития: состояние и проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2017. №21 (3). С. 27-37.

Аналитический доклад о реализации дополнительных профессиональных программ в Российской Федерации за 2014 год. ‒. URL: http://as-dpe.mon.gov.ru/files/contentfile/2/analit-doklad-2014.pdf (дата обращения: 15.04.2017)

Аналитический доклад о реализации дополнительных профессиональных программ в Российской Федерации за 2015 год. ‒. URL: http://as-dpe.mon.gov.ru/files/contentfile/2/analit-doklad-2015.pdf (дата обращения: 20.05.2017)

https://минобрнауки.рф/министерство/статистика (дата обращения: 15.04.2018)

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. ‒ URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/20162411012017 (дата обращения 25.10.2018)

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). ‒ 2013. ‒ URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 06.09.2016)

Федотов А. В., Васецкая Н. О. Оценка Макроэкономической эффективности научных исследований в России // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3. C. 61–67.

Васецкая Н. О., Федотов А. В. Управление трансформацией научных результатов как механизм повышения эффективности научных исследований // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. C. 28–39.

Труд и занятость в России Росстат, 2017 - http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/trud_2017.pdf (дата обращения: 10.10.2018)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.