Обозначение времени в экспозиции англоязычного серийного детектива
Аннотация
Статья посвящена одному из узких аспектов поэтики жанра литературного серийного детектива — особенностям введения временных мотивов во вступительной части произведения, экспозиции, с целью продемонстрировать формульную природу этих мотивов, соответствующую формульности самого жанра. Основным методом работы является метод описательной поэтики, примененный к конкретным узким аспектам композиционной и мотивной структуры классического детектива. Большое количество анализируемых произведений делает продуктивным использование в качестве вспомогательного сравнительно-статистического метода, разработанного и апробированного в отечественном литературоведении XX в. (формальная школа 1920–1930-х гг., тартуско-московская школа 1960–1970-х гг., работы Б. Ярхо, Ю. Лотмана, М. Гаспарова и других ученых). Учет количественного фактора (в абсолютных, но главным образом в относительных цифрах в виде процентов) при анализе используемых в детективных экспозициях мотивов и риторических оборотов дает возможность наглядно продемонстрировать различие идиостилей классиков жанра, а также проследить эволюцию того или иного мотива не только в рамках творчества одного писателя, но в некоторых случаях и в развитии жанра в целом. Материалом послужили классические англоязычные литературные детективные сериалы XIX–XX вв. Эдгара Аллана По, Артура Конан Дойля, Агаты Кристи и Рекса Стаута.
Изложение результатов проведенного анализа ведется в двух основных аспектах: сначала рассматриваются по отдельности мотивы, составляющие временные координаты в экспозициях, а затем выделяются устойчивые формульные сочетания этих мотивов, скрепляемые зачастую постоянными местоимениями, наречиями и числительными; в первом случае для удобства чтения цитируются переводы, во втором — английские оригиналы. В процессе анализа отчетливо выделяются некоторые авторские особенности использования временных мотивов, что можно объяснить как индивидуальными пристрастиями писателей, так и различиями в литературных установках героев-повествователей. Сделанные наблюдения и выводы могут быть использованы в практической работе переводчиками и редакторами, нуждающимися в знании частных аспектов макроконтекста детективных серий при работе над отдельными произведениями.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33–64.
Конан Дойль А. Собрание сочинений : в 8 т. М., 1966.Т. 1–3.
Кристи А. Собрание сочинений : в 20 т. М., 1992–2003.
По Э. А. Полное собрание рассказов. М., 1970.
Стаут Р. Иммунитет к убийству. М., 2001. (Сер. : Весь Ниро Вулф ; вып. 14).
Стаут Р. Убийство на родео. М., 2003. (Сер. : Весь Ниро Вулф ; вып. 7).
Чернышов М. Р. Типология зачинов в классическом детективном повествовании (на примере произведений А. К. Дойла о Шерлоке Холмсе) // Дергачевские чтения — 2014. Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций : материалы XI Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 6–7 окт. 2014 г.). Екатеринбург, 2015. С. 313–317.
Чернышов М. Р. Зачин англоязычного серийного детектива // Культурные коды зарубежной литературы : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Уфа, 14–15 дек. 2017). Уфа, 2017. С. 127–141.
Christie A. Poirot Investigates. N. Y., 1988.
Conan Doyle A. Sherlock Holmes. The Complete Novels and Stories : in 2 Vols. N. Y., 2003.
McAleer J. Rex Stout. A Biography. Boston ; Toronto, 1977.
Poe E. A. The complete works of Edgar Allan Poe : in 10 Vols. N. Y., 1902.
Stout R. Fer-de-Lance. N. Y., 1992.
Stout R. Homicide Trinity. N. Y., 1993.
Stout R. The Mother Hunt. N. Y., 1963.
Stout R. Trio for Blunt Instruments. N. Y., 2002.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.1.009
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.