Этикетные нормы и коммуникативные практики использования открыток в современной российской культуре

Мария Владимировна Капкан, Лилия Сергеевна Лихачева

Аннотация


Статья посвящена трансформации этикетных правил и коммуникативных практик использования открыток в условиях доминирования визуального начала. Авторы выдвигают гипотезу, что в практике письменных поздравлений наблюдается смещение акцента с написания поздравительного текста на выбор изображения. Для проверки этой гипотезы проведен социологический опрос, организованный авторами на основе многоступенчатой выборки методом анкетирования. Результаты исследования показывают, что в современной российской культуре в открытке сохраняется паритет изображения и текста, причем основную смысловую нагрузку несет последний. Открытка по-прежнему воспринимается как важная часть поздравления, дополняющая подарок. При этом открытки используются преимущественно для поддержания неформальных отношений. Однако эмоциональный посыл, заложенный в открытке, сохраняется на протяжении значительно меньшего срока, чем прежде, реализуясь только в самой ситуации дарения и поздравления. 


Ключевые слова


открытка; этикет; визуальность; современная российская культура; поздравления; нормативность; коммуникативные практики

Полный текст:

PDF

Литература


Бутыльская Л. В. Коммуникативная полифункциональность русской поздравительной открытки // Учен. зап. ЗабГУ. Сер. : Филология, история, востоковедение. 2014. № 2 (55). С. 12–15.

Бутыльская Л. В. Социокультурный феномен открытки (на примере русской свадебной открытки) // Учен. зап. ЗабГУ. Сер. : Филология, история, востоковедение. 2013. № 2 (49). С. 66–70.

Загидуллина М. В. Изображение становится текстом: об экспансии пиктографии и визуальных образов в пространстве текстовых сообщений // Медиасреда. 2017. № 12. С. 10–13.

Капкан М. В., Лихачева Л. С. Трансформация этикета письменных поздравлений в России в начале XXI в. // Лики культуры в эпоху социальных перемен. Екатеринбург, 2018. С. 107–113.

Маклюэн Г. М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003. 432 с.

Ткаченко С. О. Советская поздравительная открытка как форма взаимодействия государства и человека в контексте праздничного ритуала // Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия. Екатеринбург, 2015. С. 319–325.

Шабурова О. В. Советский мир в открытке. Екатеринбург, 2017. 328 с.

Cacioppo J. T., Andersen B. L. Greeting Cards as Data on Social Processes // Basic and Applied Social Psychology. 1981. № 2 (2). P. 115–119.

Henry W. E. Art and Cultural Symbolism: A Psychological Study of Greeting Cards // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1947. № 6 (1). P. 36–44.

Jaffe A. Packaged Sentiments: The Social Meanings of Greeting Cards // Journal of Material Culture. 1999. № 4 (2). P. 115–141.

Kunz P. R., Woolcott M. Season’s greetings: From my status to yours [Electronic resource] // Social Science Research. 1976. № 5 (3). URL: http://dx.doi.org/10.1016/0049-089X(76)90003-X (accessed: 10.12.2019).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.1.013

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.