Исследование структуры мотивации достижения у студентов в контексте их представлений об интеллекте и целях обучения

Ольга Сергеевна Виндекер, Михаил Евгеньевич Луканин

Аннотация


Статья посвящена изучению диспозиционной мотивации достижения у студентов в связи с представлениями об интеллекте и личности, а также принятием целей обучения и его самооценкой. В исследовании приняли участие 165 студентов гуманитарного («психологи», n = 113) и технического («инженеры», n = 52) направления в возрасте 18 ± 3,7 лет (41 юноша и 124 девушки). В качестве методик исследования использовались опросник мотивации достижения Х. Шулера (AMI) и опросник К. Двек — Т. В. Корниловой. Обнаружено, что мотивация достижения и ее диспозиционные компоненты по-разному (в зависимости от подвыборки: «инженеры»/«психологи», юноши/девушки) коррелируют с имплицитными теориями «наращиваемого интеллекта» и «обогащаемой личности», а также с принятием целей обучения и его самооценкой.

Ключевые слова


мотивация достижения; имплицитные теории интеллекта и личности; принятие целей обучения; самооценка обучения

Полный текст:

PDF

Литература


Виндекер О. С., Бердникова Д. В. Мотивационные особенности студентов-психологов с разными имплицитными теориями интеллекта и личности // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 2 (126). С. 140–148.

Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006. 333 с.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., Чумакова М. В. и др. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психол. журн. 2008. Т. 29, № 3. С. 86–100.

Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. Пермь, 2004. С. 97–105.

Cook D. A., Gas B. L., Artino A. R. Measuring mindsets and achievement goal motivation: a validation study of three instruments // Academic Medicine. 2018. Vol. 93, № 9. P. 1391–1399.

Dweck C. S., Chiu C., Hong Y. Implicit theories and their role in judgments and reactions: A world from two perspectives // Psychological Inquiry. 1995. № 6. P. 267–285.

Karlen Y., Suter F., Hirt C., Merki K. M. The role of implicit theories in students’ grit, achievement goals, intrinsic and extrinsic motivation, and achievement in the context of a long-term challenging task // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 74.

Schuler H., Thornton G. C. III, Frintrup A., Mueller-Hanson R. AMI: Achievement Motivation Inventory : manual. Oxford, 2004. 55 p.

Zirenko M. S. Implicit theories of intelligence and personality: relations to intelligence, motivation and personality // Психология: Журн. Высш. шк. экономики. 2018. Т. 15, № 1. С. 39–53




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.2.039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.