Технологии формирования личностной мобильности в пожилом возрасте

Наталья Степановна Глуханюк, Тамара Борисовна Сергеева, Георгий Игоревич Борисов

Аннотация


В статье представлены результаты поиска методов работы с пожилыми людьми и определены основания выбора из них наиболее эффективных. Рассмотрены возможности рефлексии жизненного опыта и биографической рефлексии как осмысления индивидуальной жизни. Предлагаются подходы к конструированию технологии формирования личностной мобильности и оцениваются возможности перехода к мобильному поведению.


Ключевые слова


пожилой возраст; личностная мобильность; жизненный опыт; рефлексия; технологии формирования мобильности

Полный текст:

PDF

Литература


Глозман Ж. М., Наумова В. А. Жизненный опыт как потенциал успешного старения // Рос. психол. журн. 2018. № 3. С. 25–51.

Завьялова И. Ю. Актуализация навыков рефлексии в программе психологической поддержки // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. № 3. С. 7.

Завьялова И. Ю., Солдатова Е. Л. Структура личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования // Science for Education Today. 2019. № 1. С. 93–108.

Ермолаева М. В. Культурно-исторический подход к феномену жизненного опыта в старости // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 112–118.

Карпов А. В. Рефлексия в структуре когнитивной организации процессов принятия решений // Рос. психол. журн. 2005. № 3. С. 48–67.

Клементьева М. В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 1. С. 14–22.

Клементьева М. В. Биографический концепт как психологическое средство осмысления жизни // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 68–78.

Клементьева М. В. Влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни взрослых людей // Изв. Тул. гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 186–195.

Клементьева М. В. Понятие биографической рефлексии и методика ее оценки // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 80–93.

Литвинова Н. Ю. Психологические факторы субъективного благополучия // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Сер. : Акмеология образования. Психология развития. 2015. № 2. C. 147–149.

Селиванова Е. А. Принципы динамического обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1073. URL: http://www.science-education.ru/121–19137 (дата обращения: 29.05.2020).

Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов : пер. с нем. М., 2010. 360 с.

Bluck S., Alea N., Ali S. Remembering the historical roots of remembering the personal past // Applied Cognitive Psychology. 2014. №. 3. P. 290–300.

Meier L. L., Cho E., Dumani S. The effect of positive work reflection during leisure time on affective well-being: Results from three diary studies // Journal of Organizational Behavior. 2016. Vol. 37, № 2. P. 255–278.

Van Biljon L., Roos V. The nature of quality of life in residential care facilities: the case of white older South Africans // Journal of Psychology in Africa. 2015. № 3. P. 201–207.

Zauszniewski J. A. et al. Focused reflection reminiscence group for elders: Implementation and evaluation // Journal of Applied Gerontology. 2004. № 4. P. 429–442.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.3.058

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.