Особенности совладающего поведения у девушек-спортсменок и у девушек, не занимающихся спортом

Ирина Олеговна Куваева, Варвара Ивановна Скорынина

Аннотация


В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, посвященного анализу различий в востребованности копинг-стратегий у спортсменок (n = 53) и девушек, не занимающихся спортом (n = 45). Диагностический комплекс включал опросник «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в адаптации Т. Л. Крюковой, опросник «Мотивация достижений» В. М. Русалова. Получены данные о том, что девушки-спортсменки выбирают продуктивные копинг-стратегии в отличие от сверст­ниц, не занимающихся спортом. Показано, что мотивация достижения у спортсменок положительно коррелирует со стратегиями продуктивного и социального стилей. Мотивация достижения у девушек, не занимающихся спортом, отрицательно связана с непродуктивной стратегией «уход в себя» и социальным копингом «принадлежность». Выявлены различия в особенностях совладания у спортсменов командных (синхронное фигурное катание) и индивидуальных (плавание) видов спорта.


Ключевые слова


стресс; совладание; копинг-стратегии; мотивация достижения; девушки-спортсменки; синхронное фигурное катание; плавание

Полный текст:

PDF

Литература


Булутов В. Э. Особенности преодоления предсоревновательного стресса в юношеском возрасте (на примере спортсменов-боксеров) // Вестн. БГУ. Образование. Личность. Общество. 2011. № 5. С. 121–127.

Булутов В. Э. Психологические особенности совладающего поведения спортсменов-боксеров // Вестн. БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 5. С. 103–107.

Волкова Е. В. Технологии развития ментальных ресурсов. М., 2016. 256 с.

Зинченко Е. В., Алтынова А. А. Копинг-поведение и удовлетворенность жизнью у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие : материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 2019. Т. 1. С. 169–172.

Илясова Н. В., Агавелян Р. О. Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Проблемы науки. 2014. № 11 (29). C. 105–108.

Ильин Е. П. Психология спорта. СПб., 2008. 352 с.

Комаровская Е. Л., Маркелов В. В. Психологические механизмы стресспреодолевающего поведения студентов-спортсменов // Вестн. спортивной науки. 2012. № 1. С. 24–27.

Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома, 2007. 60 с.

Куваева И. О., Токсарова В. В. Жизнестойкость и стратегии преодоления стресса у юниоров-тхэквондистов (на примере сборной Свердловской области) // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию фак. психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, 4–5 окт. 2018 г.). Омск, 2018. C. 409–413.

Кузьмин М. А. Психологические факторы адаптации спортсменов к соревновательной деятельности // Учен. зап. Ун-та Лесгафта. 2011. № 4. С. 105–109.

Малкин В. Р., Рогалева Л. Н. Психология спорта : учеб. пособие. Екатеринбург, 2009. 274 с.

Психология спорта : монография / под ред. Ю. П. Зинченко, А. Г. Тоневицкого. М., 2011. 424 с.

Совмиз З. Р., Берилова Е. И. Особенности совладающего поведения спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Учен. зап. Ун-та Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 263–266.

Хазова С. А., Кузнецов В. В. Совладание со стрессом в пред- и послесоревновательный период у успешных и неуспешных спортсменов // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 4. С. 133–137.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.3.059

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.