Оптимизация и персонализация образовательной среды в условиях инклюзии
Аннотация
В статье представлены результаты анализа работ, раскрывающих специфику проектирования образовательной среды с использованием расчетов и концептуальных положений представителей «органической» и устойчивой («живой») архитектуры Р. Штайнера, Ф. Хундертвассера, К. Александера и Н. Салингароса. На основе этих работ и собственных идей авторов статьи проектируются направления совершенствования и персонализации образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями. Проектирование конкретной образовательной среды предлагается осуществлять сообразно определенным масштабам (пространство в целом, предметы «среднего» уровня, наименьшие предметы и элементы). Нехватка элементов какого-либо уровня может восполняться за счет средств дополненной реальности. Дополненная реальность позволяет также решить вопрос об отказе от типовых проектов в пользу авторской архитектуры. Частично эта проблема находит решение в разработанном авторами статьи приложении для планшета и телефона «Электронный тьютор», совершенствование которого через включение в него элементов дополненной реальности и создание учебно-методического комплекса на бумаге является перспективой данной работы.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Быстрова Т. Ю., Токарская Л. В., Новиков М. Ю. Возможности использования приложения «Электронный тьютор» для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты : тез. докл. II Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / отв. ред. О. С. Виндекер. Екатеринбург, 2019. Ч. 2. С. 68–72.
Горюнов В. С., Поршнев В. П. «Говорящая архитектура» Рудольфа Штайнера // Архитектура мира : материалы конф. «Проблемы истории архитектуры». М., 1992. С. 139–144.
Зайченко Т. П., Шубина Е. Н. Школьная среда как условие здоровьесбережения младших школьников в условиях овладения новыми образовательными стандартами // Universum: Вестн. Герцен. ун-та. 2014. № 3–4. С. 1–7.
Зорина В. Как могли бы выглядеть школы в российских городах // Strelka Mag. 2019. 20 сент. URL: https://strelkamag.com/ru/article/kak-menyayutsya-tipovye-shkoly-v-rossiiskikh-gorodakh (дата обращения: 25.03.2020).
Кибирева О. Н., Полынская Е. Ю. Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита, 2012. С. 99–102.
Корнилова А. Г. Концептуальные основы формирования целостного образовательного пространства вуза // Фундаментальные исследования. 2012. № 3 (ч. 3). С. 595–597.
Оформление интерьеров и предметно-развивающей среды образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования : сб. Департамента образования Москвы и Моск. гос. худ.-пром. акад. им. С. Г. Строганова / сост. В. О. Рыжиков. М., 2013. 254 с.
Alexander Ch. Commentary for Readers of the Nature of Order. Book 2. URL: http://www.natureoforder.com/library/commentary-for-readers-of-book2.htm (accessed: 18.03.2020).
Bender S. Kunst im Kern von Schulkultur: Ästhetische Erfahrung und ästhetische Bildung. Wiesbaden, 2010. 384 S.
Bjørnholt M. Room for Thinking — The Spatial Dimension of Waldorf Education // RoSE. Research on Steiner Education. 2014. Vol. 5, № 1. P. 115–130.
Chiavoni E. Architecture, Colour and Images. Ideas and Designs by Friedensreich Hundertwasser // Proceedings. 2017. Vol. 1, iss. 9. DOI: 10.3390/proceedings1090953
Manifeste, Texte, Essays // Hundertwasser. URL: http://www.hundertwasser.at/deutsch/texte/philosophie.php (accessed: 23.03.2020).
Matsui M. Rudolf Steiner’s Design Principles and Methods for Manufacturers. Graduation Thesis. Tokio, 2010. 152 p.
Salingaros N. A. Algorithmic Sustainable Design. Twelve Lectures on Architecture. Portland, 2014. 254 p.
Steiner R. Architecture: An Introductory Reader. Rudolf Steiner Press, 2004. 288 p.
Uhrmacher B. Chapter 5: An Environment for Developing Souls: The Ideas of Rudolf Steiner // Counterpoints. 2004. Vol. 263. Pedagogy of Place: Seeing Space as Cultural Education. P. 97–120.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.3.060
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.