Автомиф Татьяны Толстой

Мария Денисовна Брызгалова

Аннотация


В работе проанализированы характер созданного Т. Толстой автомифа, его обусловленность выбираемыми писательницей творческими амплуа (публицист, преподаватель, телеведущая, блогер). Выявлены как общие черты автомифа писательницы, так и его частные составляющие, которые варьируются в зависимости от выбранного амплуа. Толстая-публицист создает образ резкого, высокомерного, безапелляционно высказывающего свое мнение писателя, что оказывает большое влияние на литературную репутацию и сохраняется в следующих творческих амплуа, но делается более вариативным, множественным. В телепрограмме «Школа злословия» Татьяна Толстая предстает то высокомерной, надменной и резкой, то искренне заинтересованной в собеседнике. При этом писательницу интересуют и повседневные бытовые реалии, и вопросы мироустройства, которые впоследствии будут важны для ее автобиографической героини. В блогах (на платформах Facebook и LiveJournal) образ писательницы столь же двойственен: с одной стороны, существует в повседневной жизни, видит миры, соседствующие с обыкновенной реальностью, и взаимодействует с ними; с другой стороны, саркастичен и открыто провокативен. В образе Татьяны Толстой-преподавателя нет установки на негативное восприятие, что естественно для данной социальной роли. В итоге анализа сделаны выводы о том, что конструирование автомифа не только является неотъемлемой частью творческой стратегии писательницы, но и позволяет ей прийти к новой прозе, представляющей собой художественный эго-текст.


Ключевые слова


Татьяна Толстая; творческая стратегия; творческое амплуа; автомиф; литературная репутация; публицист; блогер; телеведущая; преподаватель

Полный текст:

PDF

Литература


Абашева М. П. Литература в поисках лица (русская проза в конце ХХ века: становление авторской идентичности). Пермь, 2001.

Велиев Ф. «Лев Николаич, ты что?! Проспись! Съешь мяса!» Татьяна Толстая — о том, как научиться писательскому мастерству // Цех. 2020. URL: https://zeh.media/praktika/intervyu/4931758-lev-nikolaich-ty-chto-prospis-syesh-myasa-intervyu-tatyany-tolstoy-o-literaturnom-protsesse-i-pisate (дата обращения: 10.07.2020).

Генис А. Как работает рассказ Толстой // Звезда. 2009. № 9. С. 213–217.

Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой. Екатеринбург, 2000.

Кабанова О. Татьяна Толстая: Литература — это разговор с ангелами // Известия. 2000. 14 янв. С. 10.

Лебедев А. Татьяна Толстая // Литературное кафе. URL: https://www.tema.ru/rrr/litcafe/tolstaya/ (дата обращения: 12.07.2020).

Липовецкий М. Паралогии: трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. М., 2008.

Николаевич С. Татьяна Толстая: С моей родословной начинать писать было стремно // Сноб. 2015. URL: https://snob.ru/selected/entry/94953/ (дата обращения: 02.08.2020).

Свинаренко И. Я — бешеная. Интервью Татьяны Толстой // Медведь. 2012. URL: http://www.medved-magazine.ru/articles/Igor_Svinarenko_Tatiana_Tolstaya.1875.html (дата обращения: 05.08.2020).

Толстая Т. Н. Личная страница на Facebook. URL: https://www.facebook.com/TatyanaTolstaya/posts/10156766281218076 (дата обращения: 09.07.2020).

Толстая Т. Н. Некоторые ответы на некоторые вопросы. URL: https://tanyant.livejournal.com/2007/12/15/ (дата обращения: 10.07.2020).

Толстая Т. Н. Легкие миры. М., 2014.

Шаргородская А. «Все плохое, что мы приписываем “совку” — это мы сами»: Татьяна Толстая — об эмиграции и о страхе перед писательством // Бумага. 2016. URL: https://paperpaper.ru/tatyana-tolstaya/ (дата обращения: 15.07.2020).

Школа злословия. Вып. 264 (5 марта 2012 г.). URL: https://www.youtube.com/watch?v=AURHjIQ0hdQ (дата обращения: 10.07.2020).

Элькин С. Татьяна Толстая: «Жизнь идет». Интервью перед встречей в Чикаго // Reklama. 2020. URL: https://thereklama.com/tatyana-tolstaya-zhizn-idet/ (дата обращения: 15.07.2020).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.