Опыт развития критического мышления сквозь призму восприятия визуального текста: психолого-педагогический аспект

Наталья Алексеевна Симбирцева

Аннотация


В статье рассматривается вопрос о важности компетентного восприятия и интерпретации визуального образа/визуального текста человеком XXI в. через развитие навыков критического мышления, актуальных в ходе изучения гуманитарных дисциплин. В качестве базы существующих методик и технологий выступают психологические основания визуального восприятия и связанных с ним мыслительных операций, обус­ловливающих «схватывание» образа в его целостности, субъективность переживаний, ассоциативное мышление и запоминание. Выделяются основные составляющие критического мышления. Подчеркивается целенаправленный характер методики сегментного анализа визуального текста и ее педагогическая значимость в гуманитаристике. Основными результатами исследования являются следующие: охарактеризованы психологические особенности восприятия визуального образа/визуального текста, раскрыты особенности критического мышления при восприятии визуальной информации, предложена методика сегментного анализа и практика ее применения в процессе гуманитарного образования. 


Ключевые слова


психологическое основание визуального восприятия; визуальный образ; визуальный текст; критическое мышление; интерпретация; сегментный анализ; педагогический потенциал методики

Полный текст:

PDF

Литература


Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. Минск, 2008.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности : монография / под науч. ред. Л. В. Астаховой. М., 2009.

Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо : учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2003.

Бергсон А. Материя и память // Собрание сочинений : в 4 т. М., 1992. Т. 1.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

Боно Э. де. Шесть шляп мышления. Минск, 2006.

Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // ИНТЕР. 2007. № 4. С. 13–32.

Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика : учеб.-метод. пособие. М., 2002.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб., 2001.

Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб., 2003.

Зенкова А. Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания. URL: http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2004/9.pdf (дата обращения: 01.08.2020).

Клустер Д. Что такое критическое мышление? URL: http://testolog.narod.ru/Other15.html (дата обращения: 02.08.2020).

Симбирцева Н. А. Культурологическая интерпретация: от метода к методике // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : материалы Междунар. науч. конф., Екатеринбург, 26–27 апр. 2019 г. Екатеринбург, 2019. С. 293–298.

Следы на песке (христианская притча). URL: https://pritchi.ru/id_437 (дата обращения: 01.08.2020).

Челышева И. В. Технологии развития критического мышления школьников на материале рекламы в медиаобразовательном процессе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 1. С. 188–194.

Черневич Е. Язык графического дизайна : материалы к методике художественного конструирования. М., 1975.

Housen A. Three Methods for Understanding Museum Audiences // Museum Studies Journal. 1097. Spring–Summer. URL: https://vtshome.org/wp-content/uploads/2016/08/6-3MethodsforMuseumAudiences.pdf (accessed: 30.07.2020).

Kovács Jocó // URL: https://www.facebook.com/photo?fbid=10217992311100777&set=a.1063455948051 (accessed: 01.08.2020).

Mirzoeff N. Introduction to Visual Culture. L. ; N. Y. , 1999.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.070

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.