Типология образовательных общностей по критерию успешности / неуспешности

Гарольд Ефимович Зборовский

Аннотация


В статье рассматривается вопрос о необходимости и целесообразности типологий образовательных общностей — групп людей, обучающихся в учебных заведениях общего и профессионального образования. Среди типологий, в основе которых лежат различные критерии академического, социального и экономического характера, в качестве предмета исследования специально выявляется типология образовательных общностей по критерию их успешности/неуспешности. Выделяются основные показатели каждой из них. Подчеркивается связь успешности/неуспешности образовательных общностей с их человеческим капиталом. Основными результатами исследования являются следующие: охарактеризованы некоторые типологии образовательных общностей учащихся учебных заведений общего и профессионального образования; представлена трактовка образовательной успешности/неуспешности; определены основные показатели образовательной успешности/неуспешности школьников и студентов; на основе этих показателей и критериев выявлен ряд основных типов школьников и студентов; характеризуются возможности перехода учащихся от образовательной неуспешности к успешности и его условия.


Ключевые слова


образовательные общности; типологии образовательных общностей; критерии типологий и их показатели; успешность/неуспешность образовательных общностей; человеческий капитал образовательных общностей

Полный текст:

PDF

Литература


Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург, 2019. 539 с.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. От образовательной неуспешности к социальной успешности студенчества // Высшее образование в России. 2019. № 11. С. 34–46.

Индикаторы образования: 2020 : стат. сб. М., 2020. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/352549981.pdf (дата обращения: 22.05.2020).

Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопр. образования. 2019. № 4. С. 71–92.

Славина Л. С. Трудные дети. М., 1998. 440 с.

Хекман Д. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопр. образования. 2011. № 3. С. 73–137.

Abbott B., Gallipoli G., Meghir C., Violante G. Education policy and intergenerational transfers in equilibrium. Technical report, Cowles Foundation Discussion paper. 2016. URL: https://www.nber.org/papers/w18782.pdf (aceessed: 20.05.2020).

Altbach Ph. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore, Maryland, 2016. 352 p.

Cremer H., Pestieau P. Intergenerational Transfer of Human Capital and Optimal Education Policy // Journal of Public Economic Theory. 2006. Vol. 8 (4). P. 529–545.

Habley W. R., Bloom J. L., Robbins S. Increasing Persistence: Research-Based Strategies for College Student Success. San Francisco, CA, 2012. 512 p.

Schuler H., Thornton G., Frintrup A., Mueller-Hanson R. AMI-Achievement Motivation Inventory: Technical and User’s Manual. Oxford, 2004. 55 p.

Zborovsky G. E., Ambarova P. A. The Educational Failure of Pupils and Students as a Social Phenomenon: A Research Methodology // Higher Education in Russia. 2020. № 5. P. 34–44.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.079

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.