Концептуализация страхов и фобий в дискурсах региональных СМИ: к методологии вопроса
Аннотация
Исследуются механизмы внедрения массмедиа в сознание населения региона с повышенными социогенными и техногенными рисками негативно-деструктивных настроений и ценностей. Цель статьи — обосновать концепт-анализ в качестве релевантной методики изучения концептуализации в дискурсах региональных медиа страхов и фобий, позволяющей, во‑первых, выявить приоритетные ценностные смыслы тревожно-фобического информационного поля, во‑вторых, установить когнитивные стратегии концептуализации страхов и фобий в дискурсах типологически разнородных региональных СМИ.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного анализа // Избр. тр. Т. 2 : Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995. С. 348–388.
Бурова Ю. Е. Влияние пиар-технологий на формирование образа власти в региональных СМИ : автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013.
Волгина Е. В., Амиров В. М. Потребительская журналистика на региональных информационных порталах // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 4 (119). С. 52–56.
Ганзин И. В. Исследование распространенности и типологии фобических расстройств // Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 11–19.
Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979. URL: https://znachenieslova.ru/slovar/epithet/strah (дата обращения: 09.01.2021).
Городилов А. А., Козлов С. Д. Регионоведение : учеб. пособие. Калининград, 2006.
Ершов Ю. М. Региональное телевидение в российской медиасистеме : автореф. дис. … д‑ра филол. наук. М., 2012.
Ильина О. В., Каблуков Е. В. Практики конструирования региональной идентичности в медиадискурсе Татарстана // Научный диалог. 2020. № 3. С. 52–66. URL: https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/view/6/6
Кадачигова Д. С. Формирование в СМИ положительного имиджа региона (на примере Камчатского края) : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2020.
Кирьяшина М. А. Роль печатных СМИ в создании имиджа регионального политика : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005.
Лободенко Л. К. Концептуальная модель регионального интернет-СМИ: кросс-коммуникативные аспекты : автореф. дис. … д‑ра филол. наук. М., 2015.
Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Коммуникативно-культурная память Югры и проблемы ее межпоколенческой трансляции в цифровую эпоху: филологический аспект // Вестн. угроведения. 2020. Т. 10, № 3. С. 507–516. DOI: https://doi.org/10.30624/2220-4156-2020-10-3-507-516
Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3 (9). С. 13– 18.
Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М., 2007.
Регионоведение : учебник для акад. бакалавриата / под ред. И. Н. Барыгина. М., 2019.
Русский ассоциативный словарь. М., 2002. URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения: 09.01.2021).
Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985–1988. Т. 3.
Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985–1988. Т. 4.
Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН; под ред. А. П. Евгеньевой. М., 2002.
Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2002.
Соломин В. Е. Роль региональных сетевых СМИ в отражении общественных событий : автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2013.
Тихонов А. Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. М., 2014.
Тулупов В. В. Региональная журналистика: сегодня и завтра // Вопр. теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 78–92.
Чемякин Ю. В. Региональная пресса как организатор политического диалога (на материале печатных СМИ Свердловской и Челябинской областей) : автореф. дис. … канд. полит. наук. Екатеринбург, 2003.
Чепкина Э. В. Дискурсивные практики конструирования адресата региональной прессы: национально-гражданская идентичность // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22, № 4 (156). С. 61–68.
Шаромов А. В. Рекламно-информационное пространство бренда в СМИ (на примере разработки бренда региона) : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2009.
Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 2005.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.1.003
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.