Медиамемы как способ репрезентации семейных ценностей в социальных медиа

Мальвина Михайловна Друкер, Галина Владимировна Яновская

Аннотация


В статье исследуются статичные изображения с лаконичным текстом (медиамемы) как наиболее продуктивная форма для трансляции ценностных ориентиров молодежной аудитории в социальных медиа. Формулируется определение понятия «медиамем» и выявляется его внутреннее устройство (смысловой аттрактор, ценностно-смысловое ядро и др.). На примере серии медиамемов, посвященных теме брака, семьи и семейных отношений, определяются механизмы деструкции традиционных ценностей в социальных медиа.


Ключевые слова


медиамем; социальные медиа; ценностные ориентиры; антиценности

Полный текст:

PDF

Литература


Амзин А. А. Особенности медиапотребления. URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения: 11.01.2021).

Антропова В. В., Загидуллина М. В., Симакова С. И. Визуализация в арт-коммуникациях и журналистике : учеб. пособие / под ред. С. И. Симаковой. Челябинск, 2019.

Аудитория шести крупнейших соцсетей в России в 2020 году: изучаем инсайты // ppc.world : [портал]. 2020. 31 авг. URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/ (дата обращения: 11.01.2021).

Баева Л. В. Социальные медиа как форма трансценденции // Вестн. Сев. (Аркт.) федер. ун-та. Сер. : Гуманитарные и социальные науки. 2018а. № 4. С. 102–110.

Баева Л. В. Экзистенциальные ценности и риски в электронной культуре // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2018б. С. 5–10.

Барт Р. S/Z. М., 2001.

Визуальный поворот в массовых коммуникациях : монография / под ред. С. И. Симаковой. Челябинск, 2017. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_34932107_10785195.pdf (дата обращения: 25.12.2020).

Дементьева К. В. Медиамем и его роль в формировании полиэтничного общества // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2018. № 53. С. 257–278.

Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 2013.

Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов // Вестн. экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 195–201.

Карпентер Х. Джон Рональд Руэл Толкин. Письма. М., 2004.

Касперская Н. И. Проблема деструктивных движений в Рунете // Цифровая гигиена. Молодежь в сети : форум. Пленарная сессия. 2019. 28 марта : [онлайн-версия]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6v87ZM7oHO8 (дата обращения: 26.12.2020).

Кронгауз М. А. Мем в русскоязычном интернете: опыт деконструкции // Русский язык и новые технологии. Школа актуальных гуманитарных исследований. М., 2014. С. 87–95.

Ларрингтон К. Скандинавские мифы: от Тора и Локи до Толкина и «Игры престолов». М., 2019.

Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. № 1. С. 113–115.

Марченко Т. В. Интернет-мем как феномен медиакоммуникации: типологические характеристики и потенциал прецедентности // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : сб. науч. тр. Орел, 2019. С. 209–220.

«Мемы — это легкий способ ассоциировать себя с какой-либо системой ценностей». Антрополог Дэниел Миллер и социолог Полина Колозариди — о том, как в разных городах и странах по-разному пользуются интернетом // Meduza. 2018. 20 янв. URL: https://meduza.io/feature/2018/01/20/memy-eto-legkiy-sposob-assotsiirovat-sebya-s-kakoy-libo-sistemoy-tsennostey (дата обращения: 26.12.2020).

Менегетти А. Онтопсихология и меметика. М., 2005.

Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М., 2000.

Питина С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. Челябинск, 2002.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М., 2003.

Симакова С. И., Топчий И. В. Визуализация медиапространства в контексте сохранения гуманистических ценностей // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей : монография / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. Челябинск, 2019. С. 197–205.

Ситаров В. А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 47–57.

Тихомирова М. С. Переключения кодов в интернет-мемах как проявление лингвокреативности // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2017. № 5. С. 148–153.

J. R. R. Tolkien’s The Lord of the Rings / edited and with an introduction by Harold Bloom. An imprint of Infobase Publishing, 2008.

Mediascope Web-Index. URL: https://webindex.mediascope.net/report?byGeo=2&byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byMonth=202005&id=16571 (accessed: 11.01.2021).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.1.009

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.