Своеобразие ролевого профиля у детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей ролевого профиля у детей в контексте своеобразия сенсорных переживаний. Обсуждается модель комплексного сопровождения развития ребенка с расстройствами аутистического спектра, рассматриваются компоненты, представляющие сферы социального взаимодействия и коммуникации. Статья построена на основе эмпирического исследования при участии 30 обучающихся образовательных учреждений г. Новосибирска в возрасте от 8 до 9 лет. Из них 15 детей с нормой развития и 15 детей с расстройствами аутистического спектра, достаточно хорошо адаптированные в массовой школе. Результаты исследования в определенной степени отражают неравномерность психического развития, включая нарушения связей между ресурсами эмоционального контакта с другими людьми.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бардышевская М. К. Искаженный дизонтогенез: развитие идей В. В. Лебединского // Педиатр. 2015. Т. 6, № 4. С. 85–89.
Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология : в 2 т. / пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская ; под ред. Н. Н. Заваденко. 3-е изд. (эл.). М., 2015. Т. 1.
Зиновьева Л. В. Структура ролевых диспозиций подростков в пространстве социальной турбулентности. Новосибирск, 2020. 129 с.
Златомрежева А. Д., Бардышевская М. К. Оценка развития социального поведения детей с аутизмом в учебной ситуации // Вопр. психологии. 2016. № 4. С. 14–27.
Мид Дж. Сознание, самость и общество. М., 2007. 171 с.
Перевозкина Ю. М., Зиновьева Л. В. Трансформационная ролевая игра как форма профилактики девиантного поведения подростков // Развитие человека в современном мире. 2019. № 3. С. 60–71.
Coffman M. C., Anderson L. C., Naples A. J., & McPartland J. C. Sex differences in social perception in children with ASD. URL: https://doi:10.1007/s10803-013-2006-5 (accessed: 27.11.2020).
Houting J. den, Adams D., Roberts J., & Keen D. Exploring anxiety symptomatology in school-aged autistic children using an autism — specific assessment. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rasd.2018.03.005
Keen D., Adams D., Simpson K. et al. Anxiety — related symptomatology in young children on the autism spectrum. URL: https://doi.org/10.1177/1362361317734692
Kenny L., Hattersley C., Molins B. et al. Which terms should be used to describe autism? Perspectives from the UK autism community. DOI: https://doi.org/10.1177/1362361315588200
McLean M. Clinical role models are important in the early years of a problem-based learning curriculum. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590500441711
Ozsivadjian A., Knott F., & Magiati I. Parent and child perspectives on the nature of anxiety in children and young people with autism spectrum disorders: A focus group study. DOI: https://doi.org/10.1177/1362361311431703
Ria Jochemsen-Van Der Leeuw H. G. A., Buwalda N., Wieringa-De Waard M. & Van Dijk N. Learning from a role model: A cascade or whirlpool effect? DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2014.956061
Walker B. M. No more heroes any more: the ‘older brother’ as role model. DOI: https://doi.org/10.1080/03057640701706169
Zigler R. Proposal for Demographic Analysis of Persons with Disabilities, Coastal Region of Kenya, East Africa. DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.1.3654.5040
Zigler R. Situational Analysis and Development of Inclusive Education in Kenya and Tanzania // Siberian Journal of Special Education. 2016. Vol. 3. P. 55–66.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.1.020
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.