Юродствование в современном российском театре (на примере режиссерской концепции Льва Эренбурга)

Александрина Игоревна Шаклеева

Аннотация


В статье юродствование рассмотрено как один из способов новой репрезентации реальности в искусстве на примере режиссерской концепции Льва Эренбурга. Проанализированы спектакли Небольшого драматического театра в Санкт­Петербурге 1990–2010­х гг., прослежено влияние эстетической парадигмы юродства на метод режиссера. На основе проведенного анализа показано отражение типологических черт юродства в творчестве Льва Эренбурга: принадлежность к изнаночному миру, маргинальность героев, поиск потерянного рая, стремление преодолеть границы собственного «я». Обозначены возможности дальнейшего углубленного изучения вопроса, в котором эстетическая парадигма юродства может рассматриваться в связи с концепцией тотальной театральности Николая Евреинова, с перформативным поворотом в современном театре, а также в других режиссерских концепциях (Н. Коляда, А. Артемов, К. Богомолов, А. Адасинский).

Ключевые слова


юродство; маргинальность; театр; российский театр; искусство; культура; рос-сийская культура; режиссура

Полный текст:

PDF

Литература


Кузнецов А., иером. Юродство и столпничество. Религиоз-но­психологическое, моральное и социальное исследование. М., 2000.

Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Обухова Т. Проявления феномена страдания в русской культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (57), ч. 2. С. 121–123.

Песочинский Н. Небольшой театр жестокости // Петерб. театр. журн. 2005. №1(39) С. 19–23.

Ростова Н. Н. Человек обратной перспективы. М., 2008.

Скорочкина О. Танцующие в темноте // Петерб. театр. журн. 2002. № 1(27). С. 77–79.

Тацки А. Режиссерский метод Льва Эренбурга и труппа Небольшого драматического театра // Театрон. 2009. № 2(4). С. 90–102.

Узланер Д. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М., 2020.

Экземплярский В. Христианское юродство и христианская сила (К вопросу о смысле жизни) // Христианская мысль. 1916. № 2. С. 53–67.

Эренбург Л. «Бог разговаривает с тобой на сцене через артиста» : [беседовала О. Скорочкина] // Петерб. театр. журн. 2002. № 1(27). С. 72–73.

Эренбург Л. «Пока мне ближе всего категорический императив Канта» : [беседовала М. Дмитревская] // Петерб. театр. журн. 2016. № 1 (83). С. 41–43.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.2.037

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.