Исследование непроизвольного реагирования на стимулы окружающей среды у детей третьего года жизни с расстройствами аутистического спектра

Анна Владимировна Костюк, Людмила Валерьевна Токарская

Аннотация


В статье представлены результаты исследования непроизвольного реагирования на предпочитаемые и индифферентные стимулы детей третьего года жизни с расстройствами аутистического спектра (РАС) и детей без аутизма. В исследовании приняли участие три ребенка с РАС и три — с задержкой речевого развития, не имеющие РАС, в возрасте 2 года 2 месяца — 2 года 3 месяца. Исследование проводилось методом наблюдения, была определена топография поведенческой реакции у ребенка с РАС: изменение мимики, скорости передвижения, захват руками предмета, прикосновение к предмету. В ходе исследования осуществлялось вмешательство, направленное на формирование непроизвольного реагирования на стимулы окружающей среды. В заключение работы описаны результаты вмешательства.

Ключевые слова


непроизвольное внимание; подкрепление; расстройства аутис­тического спек-тра; ранний возраст; предпочитаемый стимул; индифферентный стимул; пове-денческая терапия

Полный текст:

PDF

Литература


Баенская Е. Р. Закономерности раннего эмоционального развития в норме // Детский аутизм: пути понимания и помощи : Альманах Ин-­та коррекц. педагогики. 2014а. № 19. С. 8–15. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah­19/zakonomernosti­rannego­emocionalnogo­razvitija­v (дата обращения: 30.04.2021).

Баенская Е. Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом // Детский аутизм: пути понимания и помощи : Альманах Ин­-та коррекц. педагогики. 2014б. № 19. С. 16–29. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah­19/rannee­affektivnoe­razvitie­detej­s (дата обращения: 30.04.2021).

Бехтерев В. М. Будущее психиатрии: Введение в патологическую рефлексологию. СПб., 1997. 330 с.

Выготский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация // Умственная отсталость, слепота и глухонемота. М., 1927. URL: http://dugward.ru/library/vygotskiy/vygotskiy_defekt_i_sverhkomp.html (дата обращения: 30.04.2021)

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М., 1960. 130 с.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 1985. 207 с.

Козунова Г. Л., Воронин Н. А., Венидиктов В. В., Строганова Т. А. Обучение с подкреплением: роль непосредственной обратной связи и внутренней модели ситуации // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2018. Т. 68, № 5. С. 602–613. doi: 10.1134/S0044467718050076

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить М., 1973. 160 с.

Купер Дж. О., Херон Т. Э., Хьюард У. Л. Прикладной анализ поведения М., 2016. 864 с.

Левина Р. Е. О путях разработки вопросов предупреждения в логопедии // Специальная школа. 1963. Вып. 2. С. 65–70.

Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975. 106 с.

Никольская О. С. Структура нарушения психического развития при детском аутизме // Детский аутизм: пути понимания и помощи : Альманах Ин-­та коррекц. педагогики. 2014. № 18. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah­18/struktura­narushenija­psihicheskogo­razvitija­pri (дата обращения: 30.04.2021)

Никольская О. С., Веденина М. Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом // Детский аутизм: пути понимания и помощи : Альманах Ин-­та коррекц. педагогики. 2014. № 18. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah­18/osobennosti­psihicheskogo­razvitija­detej­s­146 (дата об-ращения: 30.04.2021).

Разенкова Ю. А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы // Альманах Ин­-та коррекц. педагогики. М., 2000. № 2. С. 12.

Соколов Е. Н. Рефлекторные механизмы деятельности раздражителя на анализаторы // Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958. Гл. 4. С. 293–317.

Строганова Т. А., Орехова Е. В., Галюта И. А. Монотропизм внимания у детей с аутизмом // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 66–82.

Строганова Т. А., Орехова Е. В., Галюта И. А. Нейронные механизмы нарушений ориентировки внимания у детей с расстройством аутистического спектра // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 3. С. 7–23. doi:10.17759/exppsy.2015080302

Jellema T., Lorteije J., Rijn S. van et al. Involuntary interpretation of social cues is compromised in autism spectrum disorders // Autism Res. 2009. Aug., № 2 (4). Р. 192–204. DOI: 10.1002/aur.83.

Keefe J. M., Störmer V. S. Lateralized alpha activity and slow potential shifts over visual cortex track the time course of both endogenous and exogenous orienting of attention // NeuroImage. 2021. Vol. 225. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2020.117495

Keehn B., Nair A., Lincoln A. J. et al. Under­reactive but easily distracted: An fMRI investigation of attentional capture in autism spectrum disorder // Developmental Cognitive Neuroscience. 2016. Vol. 17. P. 46–56. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2015.12.002

Lerman D. C., Iwata B. A., Zarcone J. R., Ringdahl J. Assessment of stereotypic and self­injurious behavior as adjunctive responses // JABA. 1994. № 27 (4). Р. 715–728.

Orekhova E. V., Stroganova T. A. Arousal and attention re­orienting in autism spectrum disorders: evidence from auditory event­related potentials // Front Hum Neurosci. 2014. Febr. 6. Vol. 8, iss. 34. doi: 10.3389/fnhum.2014.00034.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.3.064

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.