Сравнительный анализ личностных особенностей подростков с нарушением слуха и подростков, не имеющих ограниченных возможностей здоровья

Людмила Валерьевна Токарская, Максим Николаевич Черемных

Аннотация


В статье описываются результаты исследования ряда личностных характеристик (жизнестойкости, копинг-стратегий, саморегуляции, профессионального самоопределения) подростков с нарушениями слуха и подростков, не имеющих нарушений. Всего в исследовании приняли участие 36 подростков мужского пола от 14 до 17 лет. В работе использованы методики: «Модифицированный тест жизнестойкости С. Мадди» (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова), «Опросник совладания со стрессом» (Т. О. Рассказова, Е. Н. Гордеева), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова), «Пятифакторный опросник личности» (А. Б. Хромов) и «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А. А. Азбель, А. Г. Грецов). Полученные по всем пяти методикам результаты оказались схожими в двух группах подростков, для большинства показателей характерен средний уровень выраженности. Корреляционный анализ выявил наличие связей между личностными характеристиками подростков с нарушением слуха. Полученные данные дополнят представления исследователей о личностных особенностях подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также могут лечь в основы психокоррекционных программ, проектируемых психологами образовательных организаций.

Ключевые слова


подростки с нарушением слуха; жизнестойкость; копинг-стратегии; саморегуля-ция; профессиональное самоопределение; интернатное учреждение

Полный текст:

PDF

Литература


Азбель А. А., Грецов А. Г. Диагностика профессионального самоопределения : учеб.-метод. пособие. Ижевск, 2009.

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. Москва ; Воронеж, 1996.

Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

Богданова Т. Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. № 3. С. 40–44.

Горьковая И. А., Микляева А. В. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с сенсорными и двигательными нарушениями // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 85–94.

Горьковая И. А., Микляева А. В. Самооценка подростков с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата: общее и специфичное // Вопр. психического здоровья де-тей и подростков. 2018 (18). № 3. С. 33–41.

Домчук В. М. Психодинамическое содержание тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха // Специальное образование. 2013. № 4. С. 34–38.

Ершова И. А., Пермякова М. Е. Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 4 (180). С. 91–97.

Коротовских Е. В. Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом // Изв. ВГПУ. 2011. С. 38–42.

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ : пер. с англ. СПб., 2002.

Маслова Ю. А. Особенности смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих : автореф. дис. … канд. психол. наук / Юж. федер. ун­т. Ростов н/ Д, 2008.

Матвеев В. Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1987.

Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. № 4. C. 26–35.

Нудельман М. М. Представление глухих школьников об оценке их личности сверстника-ми // Дефектология. 1983. № 6. С. 17–23.

Олейникова Л. Т. Социализация старших подростков с нарушениями слуха // Изв. ВГПУ. 2011. С. 74–78.

Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам се-мьи // Дефектология. 1990. № 6. С. 18–24.

Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. 1989. № 5. С. 26–32.

Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология: Журн. Высш. школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82–118.

Токарская Л. В., Григорьева Д. И. Сравнительный анализ жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи и подростков с нормативным речевым развитием // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2017. № 4. С. 89–95.

Токарская Л. В., Тенкачева Т. Р., Томилова Н. А. Исследование жизнестойкости подрост-ков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Педагогическое образование в России. 2019. № 4. С. 163–172.

Хватцев М. Е., Шабалин С. Н. Особенности психологии глухого школьника. М., 1961.

Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности : учеб.-метод. пособие. Курган, 2000.

Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М., 2002.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.4.084

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.