Личностные характеристики родителей с разной самооценкой адаптации к условиям дистанционного обучения детей

Ирина Евгеньевна Леонова, Ирина Анатольевна Ершова

Аннотация


В статье представлены результаты исследования личностных характеристик (жизнестойкости, тревожности, ригидности и экстравертированности) и копинг-стратегий двух групп родителей школьников младших классов — с высокой и низкой самооценкой адаптации к условиям дистанционного обучения детей. Для выявления факторов, которые могут способствовать или препятствовать адаптации родителей к новому формату обучения детей, разработана и использована в исследовании анкета. Применялись методики «Тест жизнестойкости С. Мадди», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (в адаптации Т. Л. Крюковой), «Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности» (по Д. Моудсли). Установлено, что между группами родителей имеются различия по жизнестойкости и эмоционально-ориентированному копингу.

Ключевые слова


адаптация; родители; школьники младших классов; дистантное обучение; жизне-стойкость; копинг-стратегии; личностные характеристики

Полный текст:

PDF

Литература


Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии. URL: http://hpsy.ru/public/x2636.htm (дата обращения: 04.09.21).

Двойникова Е. Ю. Особенности влияния психических состояний личности на социальную адаптацию // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер. : Психолого-педагогические науки. 2010. № 6 (14). С. 58–63.

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24.

Малышев И. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Современные исследования социальных проблем : [электрон. науч. журн.]. 2012. № 12. (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-i-koping-strategiy-lichnosti-v-raznyh-usloviyah-sotsializatsii/viewer (дата обращения: 04.09.21).

Найденова Н. Ю. Организация дистанционного обучения в современных условиях : учеб.-метод. пособие. Ставрополь, 2004.

Налчаджян А. Л. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван, 1998.

Половина детей в мире не посещают школу. Родители не готовы к дистанционному обучению. URL: https://forbes.kz/process/education/polovina_detey_v_mire_ne_poseschayut_shkolu_roditeli_ne_gotovyi_k_distantsionnomu_obucheniyu (дата обращения: 03.09.2021).

Розов В. И. Психологический анализ адаптивности в экстремальных ситуациях : автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев, 1993.

Сандомирский М. Е. Состояние психической адаптации в условиях хронического психо-эмоционального стресса в связи с личностно-типологическими характеристиками : автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург, 2001.

Сапоровская М. В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2002.

Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1985.

Фризен М. А. Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни личности и ее субъективной активности в плане собственного развития // Вестн. КРАУНЦ. Гуманитарные науки (Петропавловск-Камчатский). 2014. № 1 (23). С. 106–114.

Хачатурова М. Р. Жизнестойкость и ее роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта // Альманах современной науки и образования (Тамбов). 2010. № 12 (43). C. 166–170.

Шмурыгина О. В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 51–52. https://doi.org/10.24411/2307­4264­2020­10210

Шрейбер Т. В. Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старшеклассников // Вестн. Удмурт. Ун-та. Сер : Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 2. С. 74–84.

Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267–283.

Deater­Deckard K. Parenting stress and child adjustment: Some old hypotheses and new ques-tions // Clinical Psychology: Science and Practice. 1998. Vol. 5, № 3. P. 314–332.

Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping // Monat A., Richard S. Lazarus (Eds.). Stress and Coping: An anthology. 3rd ed. N. Y., 1991. Р. 189–206




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.4.085

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.