Как создать атлас «серебряных» профессий: к вопросу о будущем «серебряного» образования и «серебряного» рынка труда

Полина Анатольевна Амбарова, Анастасия Дмитриевна Стафеева

Аннотация


В статье обосновывается необходимость создания атласа «серебряных» профессий для «молодых» пенсионеров и предпенсионеров. По аналогии с Атласом новых профессий он рассматривается как навигатор для людей «третьего возраста» в сфере образования и на рынке труда. Современное состояние «серебряного» образования и «серебряного» рынка труда требует разработки и реализации проактивной образовательной и социально­трудовой политики, способной согласовывать тенденции развития образования, сферы труда с интересами и потребностями старшего поколения россиян. Рассматривается социальная технология проектирования «серебряных» профессий и мест занятости для людей «третьего возраста», учитывающая российский и зарубежный опыт применения данного метода социальной инженерии.

Ключевые слова


люди «третьего возраста»; «серебряное» образование; «серебряный» рынок труда; проектирование профессий; проактивная образовательная и социально-трудовая политика

Полный текст:

PDF

Литература


Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Профессиональное образование для людей «серебряного возраста» // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 59–88.

Архипова О. В. Форсайт­-технология как основа проектирования профессий будущего в сфере культуры и образования // Петерб. экон. журн. 2018. № 2. С. 42–50.

Биезбардис Е. Конституция и индексация: решаются ли проблемы работающих пенсионеров. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/29/01/2020/5e2ff17f9a7947a0da9d6035 (дата обращения: 14.09.2021).

Выборочное исследование рабочей силы в Свердловской области, 2019 г. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 20.03.2020).

Заводчиков Д. П. Проектирование профессий будущего как проблема психологии // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 22-й Междунар. науч.-практ. конф. (18–20 апреля 2017 г., г. Екатеринбург, РГППУ). Екатеринбург, 2017. С. 363–366.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. «Серебряное» образование как ресурс развития региона // Вестн. РУДН. Социология. 2020. Т. 20, № 4. С. 939–952.

Лесина Л. А. Онлайн­-образование как способ повышения ресурсности людей «серебряного» возраста // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 4. С. 186–198.

Лесков С. Надуманные работники. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2410479 (дата обращения: 30.09.2021).

Марон А. Е., Степанова М. В. Образование пенсионеров: тенденции и опыт развития // Человек и образование. 2017. № 4. С. 86–92.

Названы 20 новых перспективных профессий для людей старшего возраста. URL: https://www.asi.org.ru/report/2017/06/01/moskva-novye-professii-dlya-rabotayushhih-pensionerov/ (дата обращения: 29.09.2021).

«Найти работу очень сложно»: где ждут пенсионеров. URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/11/18/12819056.shtml (дата обращения: 12.09.2021).

Об утверждении Положения об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста : Постановление Правительства Свердл. обл. от 27 февр. 2019 г. № 138­ПП. URL: http://docs.cntd.ru/document/553208481 (дата обращения: 21.03.2021).

Педагогика взрослых: организация профессионального обучения граждан старшего возраста / Л.И. Воронина, Т.И. Касьянова, Т.Е. Радченко, Т. М. Резер. Екатеринбург, 2020. 248 с.

Пенсионерам пригрозили штрафами и тюрьмой. URL: http://pensionerrossii.ru/news/3982-pensioneram-prigrozili-shtrafami-i-turmoi.html (дата обращения: 20.03.2021).

Почти 80 % пенсионеров Свердловской области, обратившихся в центры занятости, трудоустроены. URL: http://midural.ru/news/style/page8/document157936/ (дата обращения: 25.09.2021).

Прогноз баланса трудовых ресурсов Свердловской области, 2016–2022 гг. URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/btr16_22.pdf (дата обращения: 11.09.2021).

Профессии будущего: от прогнозов к проектированию (материалы «круглого стола») // Университетская книга. 2016. № 4. С. 66–69.

Рейтинг регионов по привлекательности рынка труда для пенсионеров — 2019. URL: https://riarating.ru/infografika/20191119/630142075.html (дата обращения: 30.09.2021).

Свердловское правительство призывает муниципалитеты бороться с «теневой» занятостью. URL: https://ekb.dk.ru/news/sverdlovskoe-pravitelstvo-prizyvaet-munitsipalitety-borotsya-s-tenevoy-zanyatostyu-236979330 (дата обращения: 25.09.2021).

Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (приводятся данные на конец II квартала 2017 и 2018 гг.). URL: http://sverdl.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/population/ (дата обращения: 12.09.2021).

Шаброва Н.В. Государственная образовательная политика в отношении людей «третьего возраста»: проблемы и противоречия // Вопр. управления. 2019. № 3. С. 258–271.

Careers of the Future: 42 Professions of Tomorrow. URL: https://medium.com/swlh/careers-of-the-future-42-new-professions-of-tomorrow­5d3905f8513 (accessed: 30.09.2021).

International perspectives on older adult education / Ed. by B. Findsen, M. Formosa. Cham, 2016. 519 p.

Sinyavskaya O., Cherviakova A. A., Gorvat E. S. Does job change after becoming a pensioner contribute to maintatining employment in old age? // NRU HSE. Series WP BRP. Ser. : Public and So-cial Policy. 2020. № 25.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.4.087

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.