Медиапотребление культурно-­образовательного контента: современные реалии

Елена Анатольевна Сайко, Ольга Владимировна Шлыкова

Аннотация


В статье рассматриваются динамика медийной культуры во взаимосвязи с современными трендами медиапотребления и цифрового потребления культурно-образовательного контента в России. Акцент сделан на востребованности книги и чтения в повседневной культуре россиян  (включая аудио- и электронные версии книг на интернет-ресурсах). Сегодня все, что находится за пределами медиапространства, для многих пользователей интернета практически не существует — есть только то, что «считано», освоено в медиаформате. Литературные предпочтения наших современников в период пандемии рассматриваются в статье в соотношении с популярными формами досуга с учетом влияния процессов цифровизации. Обращено внимание на то, что, с одной стороны, идут процессы активизации использования открытых ресурсов, с другой — производства нового типа контента культурно-досуговой деятельности и социального взаимодействия. Об этом свидетельствуют показатели потребления цифровых образовательных ресурсов и сервисов, онлайновых подкастов, трансляций в условиях пандемии.

Ключевые слова


медиапространство; медиапотребление; книжная культура; культурный контент; цифровое потребление; новый образовательный контент; онлайновые подкасты; нормы дистанцированного мира

Полный текст:

PDF

Литература


Ачкасова К. Об изменениях медиапотребления на Digital Brand Day 2020. URL: https://mediascope.net/news/1177564 (дата обращения: 10.05.2021).

Глобальная нестабильность и цифровые технологии: реалии ХХI века : междунар. конф., 27 нояб. 2020 г., РУДН. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wxMbpR8Rctg&feature=emb_logo (дата обращения: 12.05.2021).

День рождения музеев онлайн. URL: http://www.wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn (дата обращения: 18.09.2021).

Как коронавирус меняет сферу культуры: балет онлайн и аплодисменты миллионов невидимых зрителей. URL: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-sferu-kultury-balet-onlayn-i-aplodismenty-millionov-nevidimykh­zriteley (дата обращения: 10.08.2021).

Книжный шоппинг в России. URL: https://www.picodi.com/ru/mozhno-deshevle/knizhnyj-shopping-v-rossii-i-mire (дата обращения: 27.12.2021).

Культура в условиях пандемии Covid-19 : дайджест подгот. Департаментом междунар. и регион. сотрудничества. М., 2020. 49 с.

Культурная жизнь россиян: динамика основных показателей. 2018. 29 нояб. URL: http://www.wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kulturnaya-zhizn-rossiyan-dinamika-osnovnykh-pokazatelej (дата обращения: 01.07.2021).

Лисенкова А. А. Трансформация социокультурной идентичности в цифровом пространстве : монография. Пермь, 2021. 286 с.

Любимые книги: что читают россияне? URL: http://www.wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lyubimye-knigi-chto-chitayut-rossiyane (дата обращения: 21.06.21).

Мониторинг СМИ и соцсетей. «Медиалогия». URL: http://www.mgl.ru (дата обращения: 24.10.2020).

Названы слова года по версии поисковика «Яндекс». 2020. 18 дек. https://godliteratury.ru/articles/2020/12/18/nazvany-slova-goda-po-versii-poiskovika­iandeks (дата обращения: 21.12.2020).

Новая нормальность. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии : аналит. спецпроект. М., 2020. 76 с.

Образовательные подкасты: в чем сила звука? URL: https://www.youtube.com/ watch?v=iKalqHy3am4&t=144s (дата обращения: 19.08.2021).

Онлайн- и офлайн-образование. Методология и принятие решений : материалы круглого стола на филос. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9–49.

Подведены итоги VI Всероссийского конкурса «Самый читающий регион». 2020. 27 окт. URL: https://godliteratury.ru/articles/ 2020/10/27/literaturnym-flagmanom-rossii-nazvana-respublika-saha-iakutiia (дата обращения: 7.11.2020).

Роман «1984» стал символом 2020 года у россиян. 2020. 15 дек. URL: http://godliteratury.ru/articles/2020/12/14/roman-1984-stal-simvolom-2020-goda-u-rossiian (дата обращения: 16.12.2020).

Россияне в пандемию предпочли Акунина и Кинга книгам-мотиваторам. URL: https://www.rbc.ru/society/08/12/ 2020/5fcf556b9a7947563ad240da (дата обращения: 16.12.2020).

Сайко Е. А. Книжная культура: императивы коммуникации в информационную эпоху // Научная периодика: проблемы и решения. 2017. Т. 7, № 4. С. 241–248.

Словарь Collins выбрал слово 2020 года. 2020. 10 нояб. URL: https://www.interfax.ru/world/736388 (дата обращения: 21.12.2020).

Шлыкова О. В. Цифровое потребление культурного контента в условиях «новой нормы» дистанцированного мира // Вестн. МГУКИ. 2020. № 5 (97). С. 160–169.

Центр редкой книги и коллекций «Вселенная Гутенберга». URL: https://libfl.ru/ru/department/centr-redkoy-knigi-i-kollekciy (дата обращения: 16.12.2020).

Я помню чудное мгновенье… URL: http://www.wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene­ (дата обращения: 09.07.2021).

COVID-19 и глобальная библиотечная сфера. URL: https://www.ifla.org/node/93042 (дата обращения: 03.07.2021).

STAYHOME. Бонусы самоизоляции для книжного онлайна // Книжная индустрия. URL: https://www.bookind.ru/categories/market/ 9881 (дата обращения: 09.09.2021).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.4.090

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.