Медиаэкология как проблема культуры и задача образования: аксиологический аспект

Ирина Яковлевна Мурзина

Аннотация


В статье анализируется феномен медиаэкологии в контексте культуры и задач образования. Вопросы медиаэкологии раскрываются на основе междисциплинарной методологии и с учетом анализа социокультурных реалий последнего времени (постправда, инфодемия, формирование информационно­­медийной языковой личности). Автор выделяет три наиболее значимые для современного состояния медиакультуры аспекта медиаэкологии — этический, коммуникативный и собственно образовательный — и раскрывает их специфику. Особое внимание уделяется медиаобразованию, определяемому как эколого­­эстетический тип образовательной практики. Делается вывод о том, что с развитием цифровизации и медиатизации аксиологические аспекты медиаэкологии будут особенно актуальны, поскольку касаются бытия человека в мире культуры.

Ключевые слова


экология культуры; аксиология; медиаэкология; медиа­-образование; этические аспекты; коммуникация; медиапрактики

Полный текст:

PDF

Литература


Болотнов А. В. О некоторых особенностях современной информационно­-медийной личности // Вестн. Том. гос. пед. ун­-та. 2014. № 2 (143). С. 52–55.

Борхсениус А. В. Инфодемия: понятие, социальные и политические последствия, методы борьбы // Вестн. РУДН. Сер. : Государственное и муниципальное управление. 2021. Т. 8, № 1. С. 56. https://doi.org/10.22363/2312­8313­2021­8­1­52­58

Говорун К. Постправда. URL: https://publicorthodoxy.org/2017/09/22/постправда/ (дата обращения: 25.01.2022).

Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в массмедиа // Вестн. МГУ. Сер. 10 : Журналистика. 2005. № 1. С. 29–54; № 2. С. 56–75.

Дзялошинский И. М. Экология коммуникаций : учеб. пособие. Саратов, 2019. https://doi.org/10.23682/80924

Ефанов А. А. Функционирование псевдоновости в полях телевидения и интернета: типология, практики, социальные эффекты // Коммуникология. 2018. Т. 6, № 1. С. 156–165. https://doi.org/10.21453/2311­3065­2018­6­1­156­165

Котова Н. С., Дукян С. С. Феномен «фейка» в политическом дискурсе «постправды» // Государственное и муниципальное управление : Учен. зап. 2018. № 2. С. 131. https://doi.org/10.22394/2079­1690­2018­1­2­130­135

Куприна Н. Г. Эколого-­эстетический подход в современном образовании // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2005. № 3(33). С. 70–78.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева ; закл. ст. М. Вавилова. Москва ; Жуковский, 2003. 464 с.

Медиаобразование в Москве, России и мире : сб. исслед. / под ред. В. В. Барабаша, Н. В. Поплавской. М., 2014. 144 с.

Мурзина И. Я., Симбирцева Н. А. Медиапрактики в патриотическом воспитании (приобщение к ценностям региональной истории и культуры) : учеб.­-метод. пособие. Екатеринбург, 2021. 200 с.

Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2009. 192 с.

Степанов В. Медиаэкология: опыт демаркации научного направления. URL: http://media­ecology.blogspot.com/2011/05/blog­post_3319.html (дата обращения: 25.01.2022).

Тулупов В. В. О «языке вражды» на отечественном телеэкране // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа : сб. материалов III науч. конф., Москва, 17 нояб. 2020 г. / сост. и науч. ред. Н. Г. Кривуля. М., 2021. С. 11–17.

Фатеева И. А. Что такое медиабезопасность и как она соотносится с информационной безопасностью? // Экология медиасреды : сб. ст. Третьей открытой межвуз. науч.-­практ. конф. «Экология медиасреды: проблемы медиабезопасности и разумного использования коммуникативных ресурсов», Москва, 27 апр. 2018 г. / под ред. И. А. Фатеевой, И. В. Жилавской. М., 2018. С. 98–107.

Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. М., 2013. 144 с.

Шестерина А. В. Принципы медиагигиены в системе медиаобразования // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций : материалы II Междунар. науч. конф., Таганрог, 15 окт. 2020 г. : сб. ст. / отв. ред. И. В. Челышева. Москва ; Берлин, 2020. С. 138–143.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.1.016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.