Инклюзивные практики поликультурной среды: способы достижения диалога

Елена Борисовна Плаксина, Наталья Алексеевна Симбирцева

Аннотация


Практики поликультурного взаимодействия XXI в. достаточно насыщенны и интенсивны. Острым становится вопрос адаптации детей­­инофонов (детей мигрантов из стран Ближнего Зарубежья). Ключевая проблема для педагога, родителя и ребенка — готовность к диалогу, в основе которого лежит принятие другого и чужого в соответствии с принципами толерантного и уважительного отношения людей друг к другу. Объектом статьи стала поликультурная образовательная среда. Для описания способов взаимодействия субъектов внутри нее введено понятие «культурная инклюзия». Авторами предложена логика образовательных действий в работе с детьми­инофонами в условиях психологической, социальной и социокультурной адаптации.

Ключевые слова


поликультурная среда; поликультурное образование; языковая инклюзия; культурная инклюзия; диалог; полисубъектность

Полный текст:

PDF

Литература


Астафьева О. Н. Межкультурный диалог как фактор преодоления кризиса идентичности в условиях глобализации. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2011_Sbornik/Tom_1/002_Sekcia_2/004_AstafievaON.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

Ахьямова И. А., Стаина О. А.. Культурная инклюзия в художественном образовании г. Екатеринбурга // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 167–172. https://doi.org/10.26170/po19­07­23

Бендова Л. В. Педагогические аспекты деятельности тьютора // Научные труды МИМ ЛИНК. 2008. № 23. С. 189–196.

Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. : в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 5–361.

Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестн. Моск. ун-­та. Сер. 20 : Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 3–11.

Ивлева И. В., Тавровский А. В. Образы трудовых мигрантов в российских медиа // Этнографическое обозрение. 2019. № 1. С. 149–165. https://doi.org/10.31857/S086954150004186­4

Козлова М. А., Михеев И. С. Управление многообразием в эпоху транснационализма: перспективы и ограничения в образовательном пространстве // The Journal of Social Policy Studies. 2020. 18(4). P. 65–672. https://doi.org/10.17323/727­0634­2020­18­4­657­672

Мазуренко И. В. Сохранение национально­-культурной идентичности в условиях глобализации: социально­-философский анализ // Социология власти. 2008. № 6. С. 192–201.

Образование без границ : [информ.-­метод. портал по инклюзивному и спец. образованию]. URL: http://edu­open.ru/Default.aspx?tabid=85&letter=%D0%98 (дата обращения: 15.09.2021).

Ореховская Н. А., Воеводина Е. В. Принципы толерантности в инклюзивном образовании // Социально-­гуманитарные знания. 2017. № 4. С. 134–142.

Сагитова А. Ф. Особенности преподавания русского языка в поликультурной среде: образовательная инклюзия // Пед. журн. Башкортостана. 2014. № 4 (53). С. 97–103.

Судакова Н. Е. Феномен инклюзии в пространстве современной культуры : дис. ... д-­ра филос. наук. М., 2019. 440 с.

Чернякова Н. С. Поликультурность как качество социальной системы // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 2–1. С. 82–88. https://doi.org/10.34670/AR.2020.74.62.009

Шевлягин А. А. Культурная инклюзия в музее // Вестн. С.­-Петерб. гос. ин-­та культуры. 2019. № 1 (38). С. 145–149. https://doi.org/10.30725/2619­0303­2019­1­145­149

Шеманов А. Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74–82.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 /708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (дата обращения: 15.09.2021).

Якимова О. А. Репрезентация мигрантов в российских массмедиа и ее динамика (2010–2020 гг.) // Siberian Socium. 2020. Т. 4, № 4(14). С. 22–40. https://doi.org/10.21684/2587­8484­2020­4­4­22­40

Banks, J. A. Approaches to Multicultural Curriculum Reform // J. Banks & C. A. M. Banks (Eds.) Multicultural education: Issues and perspectives. 2016. P. 151–170.

Bennett C. I. Comprehensive Multicultural Education: Theory and Practice. Pearson, 2010. 486 p.

Freire J. A. The Holistic Analysis of Multicultural Teaching Framework: Capturing Teachers’ Pauses and their Hybrid and Fluid. Multicultural Practices // International Journal of Multicultural Education. 2021. Vol. 23, № 2. Open Theme Issue. P. 127–144.

Kearney E. Intercultural Learning in Modern Language Education: Expanding Meaning­Making Potential. Bristol, 2016. 200 p.

Kramsch C. Teaching Foreign Languages in an Era of Globalization: Introduction // The Modern Language Journal. 2014. Vol. 98, iss. 1. P. 296–311.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.1.017

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.