Лингвокультурологический анализ журналистских текстов как критерий их эффективности

Виктор Викторович Гаврилов

Аннотация


Статья посвящена вопросу анализа журналистского текста с позиций его эффективности. Анализ научной литературы и методических рекомендаций, посвященных данному вопросу, показывает, что журналистский текст рассматривается, как правило, с формальной стороны. Не учитываются такие ключевые аспекты журналистского текста, как связь с культурой народа, мышлением, языковой картиной мира автора и реципиента. До сих пор не определены четкие критерии, по которым можно оценить эффективность журналистского текста. В связи с этим в качестве одного из критериев автор предлагает анализ концептосферы как собственно текста, так и комментариев к нему (диалогичность). Автор считает, что работа с концептосферой журналистского текста позволит расширить инструментарий исследователей и в определенной степени оценить эффективность информационного продукта. Совпадение или несовпадение концептосфер автора и реципиента будет свидетельствовать о том, отвечает ли предлагаемый текст запросам, потребностям аудитории. Также в статье предлагается пример анализа концептосферы авторского текста и комментариев к нему, делаются выводы относительно эффективности анализируемого журналистского текста.

Ключевые слова


журналистский текст; концептосфера; лингвокультурологический подход; мышление; языковая картина мира; СМИ; информация; эффективность

Полный текст:

PDF

Литература


Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : учебник. Практикум. М., 2004. 495 с.

Богдевич А. Немедицинский вопрос. URL: https://siapress.ru/blogs/111319-unigeniya-na-rabote-obichnaya-praktika-rossiyskogo-menedgment-eto-normalno (дата обращения: 15.02.2022).

Волкова И. И., Гужвий Д. А. Интегративный подход к измерению эффективности контента в новых медиа: постановка проблемы // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. : Литературоведение. Журналистика. 2017. № 3. С. 532­543.

Глебович Т. А., Новопашина С. С. Малое СМИ в Instagram*: формы продвижения и взаимодействия с аудиторией (опыт районной газеты «Родники ирбитские») // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 4. С. 13–27.

Действенность и эффективность журналистики. URL: https://studfile.net/preview/5958301/ (дата обращения: 15.02.2022).

Дзялошинский И. М. Проблема эффективности пропагандисткой деятельности, осуществляемой с помощью СМИ // Дзялошинский И. и др. Гражданские коммуникации. URL: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/statii/dzyalosh-01/f-kommunik2.html (дата обращения: 15.03.2022).

Культурологический ряд ЭВС. URL: https://helpiks.org/9-22306.html (дата обращения: 15.02.2022).

Лазутина Г. В. Профессиональный анализ журналистского текста как метод научного исследования // Вопр. теории и практики журналистики. 2014. № 5. С. 65–73.

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. АН СССР. Сер. : Лит. и яз. 1993. Т. 52, № 1. С. 6.

Павлова Л. Н. Редакторский анализ журналистских текстов // Вестн. Якут. гос. ун-та. 2009. Т. 6, № 3. С. 39–44.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник. М., 2009. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/title.htm (дата обращения: 15.02.2022).

Свитич Л. Г. Журналистское творчество и эффективность СМИ // Социологические исследования печати, телевидения и радио. М., 1988. С. 36–43.

Сидоров В. А. Социология журналистики. URL: http://evartist.narod.ru/text9/52.htm#з_01 (дата обращения: 14.02.2022).

Телерекламный бизнес: информ.-аналит. обеспечение. М., 2001. 391 с.

Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 2005. 311 с.

Эффективность журналистской деятельности: критерии и способы оценки. URL: https://lektsii.com/2-21086.html? (дата обращения: 14.02.2022).

Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. 328 с.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.2.025

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.