Конструирование сетевых практик (на примере религиозных сообществ)

Роман Юрьевич Порозов

Аннотация


Исследования социальных сетей и интернет-практик российских религиозных сообществ носит многолетний характер — с момента появления и представления первых сетевых сообществ. Религиозные сетевые сообщества получили новый инструмент для трансляции собственного этоса и теологических смыслов. В статье рассматривается стратегия просветительства в практике организации религиозных сообществ в сети Интернет (на примере социального медиа «ВКонтакте»). Целью данной статьи является попытка определить специфику основных практик и стратегий просветительства, публично репрезентируемых религиозными сетевыми сообществами во внешнюю среду. Под просветительской практикой автор понимает такую систему действий, в которой результаты — вне зависимости от формы их представленности — мотивированы и обусловлены установкой максимально репрезентировать, сознательно выносить и объяснять в публичном пространстве свой специфический религиозный этос, религиозную картину мира; это действие и результат, которые направлены на внешнего зрителя. Эмпирической базой исследования послужили сообщества религиозной и теологической направленности в сети «ВКонтакте» в количестве более 430; период исследования — апрель— ноябрь 2021 г. Автор выделяет четыре основных типа стратегии просветительства, публично репрезентируемых религиозными сетевыми сообществами во внешнюю среду: классический, повседневный, индивидуализированный, сакрализующий; отмечает, что тенденции, закономерности и специфика культуротворческой активности религиозного человека в виртуальном пространстве аналогичны его поведению в реальном пространстве. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для анализа мотивационных стратегий религиозного поведения человека в сети, а также при разработке учебно-методических материалов в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» и других.

Ключевые слова


интернет; сетевое сообщество; религия; сетевые практики; конструирование в сети; социальные медиа; теология; социокультурный подход; образовательные практики

Полный текст:

PDF

Литература


Актамов И. Г. Буддизм в интернете: методология изучения виртуальных религиозных сообществ // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2015. № 6. С. 86–91.

Актамов И. Г., Бадмацыренов Т. Б., Цыремпилов Н. В. Российский буддизм в интернет-измерении // Власть. 2015. № 7. С. 125–130.

Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М., 2005. 390 с.

Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 44–59.

Викторин В. М. Новые термины гуманитарного знания — «религиолект», «конфессиолект» и их этнические варианты в России и Германии (ход дискуссий и переписка ученых) // Современные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков : материалы V Междунар. заоч. науч. конф., Астрахань, 27 апр. 2018 г. Астрахань, 2018. С. 38–49.

Гидденс Э. Последствия современности. М., 2011.

Гимадеева Д. Р. Религиозная традиция и современные идентичности в татарских интернет-сообществах // Вестн. экономики, права и социологии. 2012. № 4. С. 231–234.

Городилова Т. С. Исламская культура в цифровом измерении // Современный мусульманский мир. 2018. № 1. С. 2.

Ефимов Е. Г. Социальные интернет-сети: методология и практика исследования. Волгоград, 2015.

Кириллова Н. Б. Медиаобразование как фактор социализации личности // Многогранность человеческого капитала: культурные и социальные основания. М., 2019. С. 173–191.

Кронгауз М. А. «Лытдыбр» от блогера, или Как интернет-язык делает письменную речь формой существования разговорного языка // РусскийМир.ru. 2009. № 6. С. 40–43.

Лученко К. В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России : дис. … канд. филол. наук. М., 2009.

Мердок Д. П. Социальная структура. М., 2003. 608 с.

Мурзина И. Я. «Цифровой поворот» в образовании: трудности входа // Полилингвальное образование в эпоху постграмотности / М. Ю. Гудова, В. А. Гудов, М. О. Гузикова [и др.]. Екатеринбург, 2021. С. 158–169.

Островская Е. Медиапрактики русскоязычных ортодоксальных евреев: женские группы и раввинские блоги в Facebook* и Instagram* // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 2. С. 263–292.

Островская Е. Медиатизация православия — это возможно? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5(153). С. 300–319. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14.

Писаревский В. Г. Социальный портрет аудитории православных интернет-сообществ в социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. Ин-та социологии. 2014. № 3(10). С. 130–148.

Семенова Д. М. Активность русской православной церкви в электронном пространстве (на примере сети Интернет) //

Современные исследования социальных проблем : [электрон.науч. журн]. 2013. № 5. URL: http://www.journal-s.org/index.php/sisp/article/view/5201339 (дата обращения: 04.05.2022).

Смолина Е. Г. «Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства // Исламоведение. 2015. Т. 6, № 4(26). С. 63–77.

Социокультурное освоение виртуального пространства: опыт социологического анализа / Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов, И. А. Небыков, В. В. Токарев. Волгоград, 2014. 162 с.

Тер-Минасова С. Г. Язык, личность, Интернет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 46 : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 4. С. 35–42.

Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. М., 2015. 450 с.

Федотов Г. П. Стихи духовные: (Русская народная вера по духовным стихам) / вступ. ст. Н. И. Толстого ; послесл. С. Е. Никитиной ; подгот. текста и коммент. А. Л. Топоркова. М., 1991.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 144 с.

Digital 2021: The Russian Federation. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-russian-federation (дата обращения: 01.11.2021).

Fenn R. (Ed.). The Blackwell Companion to Sociology of Religion. Malden, USA, 2007. 512 p.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.3.055

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.