Экзистенциальный подход к проблеме образовательной успешности студентов

Ольга Сергеевна Виндекер, Дария Владимировна Бердникова

Аннотация


Формулируется проблема, связанная с противоречием между экзистенциальными потребностями молодого человека и необходимостью добиваться социального успеха, в том числе в образовательной деятельности. Обсуждается социально-экономический контекст предъявляемых к молодому человеку требований (способность приносить доход, востребованность на рынке труда, человеческий и образовательный капитал). При этом отмечается, что образовательная успешность не ограничивается академическими достижениями, а предполагает наличие высокого уровня экзистенциального благополучия студента, когда его образовательная деятельность наполнена смыслом, он творчески и ответственно подходит к процессу обучения, обладает развитой рефлексией и имеет доступ к своим внутренним процессам, эмоциям, чувствам и переживаниям. Этот тезис подтверждается существующими представлениями авторов об образовательной успешности, которые проанализированы в контексте основных экзистенциальных данностей по И. Ялому: поиск смысла; проблема свободы и ответственности; бытие с другими; жизнь и ее ограниченность во времени. Предлагается модель образовательной успешности современного студента, в которой немаловажным компонентом является экзистенциальное благополучие. Делается вывод о перспективах экзистенциального подхода в исследованиях образовательной успешности.

Ключевые слова


образовательная успешность; экзистенциальный подход; высшее образование

Полный текст:

PDF

Литература


Берберян А. С. Активизация самостоятельной работы студентов на основе экзистенциально-гуманистической концепции личностно-центрированного обучения в вузе // Рос. психол. журн. 2009. Т. 6, № 5. С. 15–22.

Виндекер О. С., Клименских М. В., Бердникова Д. В. Исследование диспозиционной мотивации достижения в связи с экзистенциальной исполненностью (на примере студенческой выборки) // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 4 (144). С. 107–112.

Волкова С. В. Философско-психологический и педагогический подходы к обоснованию категории «смысл» // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2009. Т. 100, № 6. С. 80–85.

Гутман В. В. Научные подходы к организации образовательной деятельности, способствующей конструированию студентом собственного образовательного пространства // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 61–64.

Даниленко О. И., Носова А. С. Экзистенциальная исполненность и социально-психологическая адаптированность как предикторы субъективного благополучия студентов // Перспективы науки и образования. 2020. Т. 46, № 4. С. 315–325. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.21

Дудина М. Н. Развитие гуманистической педагогики в проблемном пространстве экзистенциализма // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. № 1–2 (62). С. 21–30.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. От образовательной неуспешности к успешности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 11. С 34–46. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-34-46

Леонтьев Д. А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопр. психологии. 2016. № 3. С. 3–15.

Ниязбаева Н. Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3, № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47079.shtml (дата обращения: 05.12.2020).

Панькова Н. М., Погукаева Н. В., Халдеева М. А. Коммодификация знания в системе высшего образования // Вестн. науки Сибири. 2017. Т. 26, № 3. С. 81–89.

Полянкина С. Ю., Дроздова К. А. Осмысление феномена образования в дискурсе экзистенциальной педагогики // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2016. № 1. С. 204–212.

Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2019. 527 с.

Франкл В. Воля к смыслу. М., 2020.

Фромм Э. Человек для себя. М., 2019.

Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М., 2019. 320 с.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2019. 576 с.

Biesta G. Can the prevailing description of educational reality be considered complete? On the Parks-Eichmann paradox, spooky action at a distance, and a missing dimension in the theory of education // Policy Futures in Education. 2020. № 39. DOI: https://doi.org/10.1177/1478210320910312

Brady A. M. The teacher-student relationship: an existential approach // T. Feldges (ed.). Philosophy and Education: New Perspectives on a Complex Relationship. L., 2019. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429506536-9

Naidoo R. Beyond the academic’s dilemma: Transdisciplinary and existential perspectives of re-enchantment // TD-The Journal for Transdisciplinary Research in Southern Africa. 2015. Vol. 11, № 2. P. 1–12.

Sciannamea R. Education and work in the time of flexibility. Reconsider the pedagogical potential in the existentialist planning // Society, Integration, Education. 2015. Vol. 4. P. 190–204 (Conference: International Scientific Conference on Society, Integration, Education. Rezekne, Latvia, May 22–23, 2015).

Sherman G. L. Existentialism and Higher Education: A Renewed Intersection in Well-Being // J. of Humanistic Psychology. 2020. URL: https://ezproxy.urfu.ru:3143/doi/pdf/10.1177/0022167820917231 (accessed: 15.07.2020).

Velički V., Velički D. Logoterapija u odgoju i obrazovanju — terminološko određenje i sadržajne smjernice // Nova prisutnost. 2018. Vol. 16, № 2. P. 333–349. URL: https://doi.org/10.31192/np.16.2.8 (accessed: 18.10.2020).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.3.059

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.