Образ Китая в очерках Э. Магарама «Желтый лик»

Анна Александровна Богодерова

Аннотация


В статье проанализирован образ Китая в очерках Э. Магарама, опубликованных в шанхайских альманахах «Дальний Восток», «Желтый лик» и «Китай». Изображение повседневной жизни многонационального Шанхая позволяет выделить специфику китайской цивилизации. Образ суточного цикла, локусы шанхайского пространства, цветовой, звуковой и ольфакторный коды текста представляют жизнь в Китае как дисгармоничную с точки зрения культуры, однако подчиняющуюся природным законам.

Ключевые слова


Э. Магарам; образ Китая; образ Шанхая; литература дальне­восточной эмиграции

Полный текст:

PDF

Литература


Дальний Восток : лит.-худож. альманах, посвящ. Китаю / ред. Э. Е. Магарам. Шанхай, 1920. 92 с.

Дроздов М. Магарам Элязар (Эли) Евельевич // Коллекция русского шанхайца : [сайт]. URL: https://russianemigrant.ru/book-author/magaram-e-e (дата обращения: 09.08.2022).

Дябкин И. А. «Грандиозный и величественно прекрасный Китай»: образ Китая в творчестве П. В. Северного // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 3. С. 140–145.

Желтый лик : лит.-худож. альманах, посвящ. Китаю / ред.-изд. Э. Е. Магарам. Шанхай, 1921. 82 с.

Забияко А. А. Художественная этнография в литературе дальневосточной эмиграции: творчество Н. А. Байкова и религиозные традиции народов Северной Маньчжурии //

Литературное зарубежье как культурный феномен : сб. науч. тр. Сер. : Теория и история литературоведения / отв. ред. Т. Г. Петрова ; ред.-сост. К. А. Жулькова, Т. Г. Петрова. М., 2017. С. 220–235.

Китай : лит.-худож. альманах / под ред. Э. Е. Магарама. Шанхай, 1923. 105 с.

Левченко А. А., Забияко А. А. Художественная этнография В. Марта: образы китайцев в прозе 1920-х гг. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Этнокультурные процессы в политическом контексте. Благовещенск, 2013. Вып. 10. С. 219–236.

Ли И. Образ Китая в русской поэзии Харбина // Русская литература XX века: итоги и перспективы изучения : сб. науч. тр., посвящ. 60-летию проф. В. В. Агеносова. М., 2002. С. 271–285.

Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. Избр. ст. : в 3 т. Таллинн, 1992–1993. С. 9–21.

Магарам Элизар Евельевич (1899) // Открытый список : [сайт]. URL: https://ru.openlist.wiki/Магарам_Элизар_Евельевич_(1899) (дата обращения: 09.08.2022).

Магарам Э. Желтый лик: Очерки одинокого странника / подгот. текста М. Фоменко. Б. м., 2019. 128 c.

Поливан Р. В. Роман В. Качоровского «Сье Ви Цан»: этнография Китая глазами «русского туриста» // Русский Харбин, запечатленный в слове : сб. науч. работ к 70-летию проф. В. В.

Агеносова. Благовещенск, 2012. С. 227–236.

Поливан Р. В. Восток и Запад в творчестве Павла Северного (на материале повести «Фарфоровый китаец качает головой») // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: этнокультурные процессы в политическом контексте : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Благовещенск, 16–18 мая 2012 г. / под ред. А. П. Забияко, А. А. Забияко. Благовещенск, 2013. С. 248–255.

Смирнов С. В. «Китайщина»: Китай глазами русских эмигрантов (1920–1930-е гг.) // Общество и государство в Китае. 2012. Т. 42, № 2. С. 276–284.

Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста : сб. ст. / отв. ред. Т. В. Цивьян. М., 1987. С. 121–132.

Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке : биобиблиогр. словарь. Владивосток, 2000. 358 c.

Хэ М., Ли С. Многоликость Шанхая в русской эмигрантской поэзии в Китае // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2018. № 3. С. 118–134.

Цуй Л. «Китайский текст» и эмигрантский миф в поэзии русской дальневосточной эмиграции 1920–1950-х гг. // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 430. С. 45–51.

Эпштейн М. Н. Стихи и стихия. Природа в русской поэзии, XVIII–XX вв. Самара, 2007. 352 с.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.4.069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.