Шестидневная война 1967 г. в советском пропагандистском медиапространстве
Аннотация
В статье на основе анализа публикаций советских средств массовой информации рассматривается проблематика функционирования пропагандистских идеологем в материалах, посвященных арабоизраильскому вооруженному конфликту 1967 г. (Шестидневная война). Всего исследовано более 500 материалов, отобранных в период боевых действий и непосредственно после него по ключевым словам «арабоизраильский конфликт», «война», «агрессия», «сионизм», «империализм». Теоретической базой исследования послужили научные публикации российских ученых по проблематике медиапропаганды, использованию журналистами идеологем в политических текстах.
Научная значимость темы актуализирована медиатизацией специальной военной операции на Украине, появлением в российских СМИ и блоговом пространстве большого количества пропагандистских медиаматериалов, активным использованием для характеризации и анализа различных аспектов вооруженного конфликта журналистами и блогерами идеологизированной лексики, совершенствованием медийных приемов маркирования политического и военного противника.Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Амиров В. М., Антошин А. В. Корейская война 1950–1953 гг. в пропагандистском контексте публикаций советских печатных СМИ (на материалах газет «Правда» и «Известия») // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 3 (199). С. 14–24. DOI: 10.15826/izv1.2020.26.3.045
Бабюк М. И. К вопросу о восприятии пропаганды советским человеком в условиях позднего СССР: опыт частного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 1 : Журналистика. 2021. № 3. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2021/3/kvoprosuovospriyatiipropagandysovetskimchelovekomvusloviyakhpozdnegosssropytchastnogois/ (дата обращения: 06.11.2022).
Вепрева И. Т., Шадрина Т. А. Идеологема и мифологема: интерпретация терминов // Научные труды профессоров Уральского института экономики, управления и права. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. С. 120–131.
Гавра Д. П., Быкова Е. В., Смолярова А. С. Израиль в советских и российских медиа 1948–2017 гг. // Вестн. Моск. унта. Сер. 10 : Журналистика. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izrailvsovetskihirossiyskihmedia19482017gg (дата обращения: 15.10.2022).
Дзялошинский И. М. Журналистика как пропаганда: можно ли избавиться от родового проклятья // Настольная книга по медийному саморегулированию. Вып. 6 : Москва прирастает Поволжьем, Уралом, Сибирью / под ред. Ю. В. Казакова и М. А. Федотова.М., 2016.
Купина Н. А. Живые идеологические процессы и проблемы культуры речи // Язык — Система — Личность. Екатеринбург, 2005. С. 90–111.
Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // Полн. собр. соч. 5е изд. Т. 12. С. 99–105.
Молчанов Л. А. Пропаганда — это всегда пропаганда заблуждений и предрассудков (история районной газеты «Красное знамя») // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2009. № 1. Сер. : История. С. 88–107.
Путин призвал бороться с любыми проявлениями антисемитизма // Коммерсант. 2020. 23 янв.
Терехов М. А. Роль иудаизма и сионизма в создании государства Израиль (страницы истории) // Изв. Самар. центра Рос. Акад. наук. 2009. Т. 11, № 2. С. 197–202.
Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М., 2014. 800 c.
Чудинов А. П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. М., 2007. 256 c.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.024
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.