Телевизионные новости в 1989–2021 гг.: хронометраж, кадр, план, движение ка-меры (на материале чешского информационного вещания)

Екатерина Вячеславовна Лапук

Аннотация


Одной из причин трансформации медиасистемы является увеличение информации, ставшее возможным благодаря развитию новых технологий и интернета. В связи с этим меняются привычки медиапотребления, меняется само журналистское содержание. Цель исследования — выявить особенности изменения формы телевизионных новостей за последние 30 лет. Методом контент­анализа исследовались 1608 телевизионных сюжетов за три периода — 1989, 2005, 2021 гг. Во­первых, с течением лет увеличился средний хронометраж сюжета и количество кадров в одном сюжете. Средняя продолжительность кадра, напротив, уменьшилась, что говорит об увеличении скорости смены телевизионной «картинки». Также с годами увеличивается количество подводок ведущих, что может свидетельствовать об усилении пиар­начала в информационной тележурналистике. Во­вторых, несмотря на усиливающиеся тенденции использования смартфона для потребления новостей, значительного увеличения использования крупных планов к 2021 г. отмечено не было. В­третьих, прослеживается увеличение не только количества кадров и хронометража сюжетов, но и использования такого способа съемки, как панорама, которая также создает движение в кадре и добавляет динамику.

Ключевые слова


телевизионный сюжет; телевизионные новости; новостные программы; информа-ционное вещание; чешские СМИ; телевидение Чехии; кадр; план; панорамирование; трансфокация

Полный текст:

PDF

Литература


Баранова Е. А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2018.

Борисов С. И. Технология создания документального фильма : учеб.-метод. пособие. М., 2019.

Быков Д. В. Телевизионные новости: от информации к развлечению // Вопр. теории и практики журналистики. 2022. № 3. С. 528–544.

Вартанова Е. Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2 (109). С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.814

Волынец М. М. Профессия: оператор : учеб. пособие. М., 2008.

Громова Е. Б., Ершов Ю. М. Смысловые структуры телевизионных новостей // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2020. № 68. С. 280–297. DOI: 10.17223/19986645/68/14

Колесниченко А. В., Вырковский А. В., Галкина М. Ю. и др. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 : Журналистика. 2017. № 5. С. 51–71.

Нехорошев Л. Н. Драматургия фильма : учебник. М., 2009.

Никольская Э. С. Место ЛТТ в жанровой палитре телевизионных новостей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 : Журналистика. 2019. № 5. С. 72–88. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.7288

Пименова М. В. Типология подводок в информационных программах на российских федеральных телеканалах // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. : Филология. Журналистика. 2020. № 2. С. 135–139.

Полуэхтова И. А. Телевидение и его аудитория в эпоху интернета. М., 2018.

Советкина Э. В. Экранная клип­-культура: взгляд в историю // Вестн. МГУКИ. 2012. № 3 (47). С. 82–86.

Сумская А. С., Сумской П. Ф. Моделирование теленовостей в контексте информационной политики телеканала // Вопр. теории и практики журналистики. 2018. № 4. С. 581–598. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).581-598

Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой докл. М., 2022. URL: https://nat.ru/upload/medialibrary/5e7/5e7878faca6abc9bafeade060cca25ad.pdf?ysclid=ld8of53n87304112341 (дата обращения: 14.02.2023).

Телевизионная журналистика : учеб. пособие / под ред. Ю. И. Долговой, Г. В. Перипечиной. М., 2022.

Филиппов С. А. В чем разница между телевидением и кино? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 : Журналистика. 2016. № 6. С. 87–108.

Хищные вещи века : аналит. обзор ВЦИОМ. 8.02.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/khishchnye­veshchi-veka (дата обращения: 14.02.2023).

Чобанян К. В. Языковые средства и приемы привлечения внимания зрителей телевизионных новостей (на материале шапок и шпигелей телеканала Си-эн-эн) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 : Журналистика. 2015. № 3. С. 80–99.

Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики : учеб. пособие. М., 2012.

Щепилова Г. Г., Круглова Л. А. Видеоконтент в интернете: особенности аудиторного потребления // Вопр. теории и практики журналистики. 2019. № 2. С. 342–354.

Canella G. Video goes vertical: Local news videographers discuss the problems and potential of vertical video // Electronic News. 2018. № 12 (2). P. 75–93. DOI:10.1177/1931243117705417

Chobanyan K., Nikolskaya E. Testing the waters: TikTok’s potential for television news // World of Media : Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2021. № 3 (3). P. 62–88. DOI: http://dx.doi.org/10.30547/worldofmedia.3.2021.3

Cleary J., Bloom T. Gatekeeping at the portal: An analysis of local television websites’ us-er­generated content // Electronic News. 2011. № 5 (2). P. 93–111. DOI:10.1177/1931243111408389

Desktop vs Mobile vs Tablet Market Share Worldwide. Jan 2009 — Jan 2023. URL: https://gs.statcounter.com/platform-market-share/desktop-mobile-tablet/worldwide/#monthly-200901-202301 (date of access: 14.02.2023).

Furqan R., Muhtar S. M., Arya N. Application of User Generated Content by Television News’ during Pandemic // Journal ASPIKOM. 2022. № 7 (1). P. 71–83. DOI: http://dx.doi.org/10.24329/aspikom.v7i1.1069

Garcнa­Avilés J. A. Reinventing television news: Innovative formats in a social media environ-ment // Journalistic Metamorphosis. Springer, Cham. 2020. № 70. P. 143–155. DOI:10.1007/978­3­030­36315­4_11

Klopfenstein Frei N., Wyss V., Gnach A., Weber W. “It’s a matter of age”: Four dimensions of youths’ news consumption // Journalism. 2022. P. 1–22. DOI:10.1177/14648849221123385

McMullan J. The great jump cut (r) evolution: A case for studying the evolution of vlogging production techniques. DOI:10.5210/fm.v26i2.10547 // First Monday. 2021. URL: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/download/10547/10070 (date of access: 14.02.2023).

Menotti G. Discourses around vertical videos: an archaeology of “wrong” aspect ratios // ARS (Sгo Paulo). 2019. № 17. P. 147–165. DOI:10.11606/issn.2178­0447.ars.2019.140526

Ohme J. Mobile but not mobilized? Differential gains from mobile news consumption for citi-zens’ political knowledge and campaign participation // Digital Journalism. 2020. № 8 (1). P. 103–125. DOI:10.1080/21670811.2019.1697625




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.030

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.