Инфлюенсер как особая социокультурная категория в современных медиакоммуникациях

Александр Александрович Ефанов, Артем Алексеевич Осокин

Аннотация


Цель исследования заключается в предметном обосновании инфлюенсера как особой социокультурной категории в современных медиакоммуникациях. Используется комплекс методов: кейс­стади; сопоставительный анализ; социокультурное моделирование; вторичный анализ статистических данных. Теоретико­методологической основой исследования выступают модель двухступенчатой коммуникации П. Лазарсфельда, теория культурогенеза А. Я. Флиера, а также авторская концепция инфлюенсера как особого типа лидера общественного мнения. По итогам проведенного исследования делается вывод, что возникновение инфлюенсера обусловлено социокультурным прогрессом, который детерминирован динамичным развитием современных медиакоммуникаций, прежде всего усилением продуктов поля интернета — преимущественно социальных медиа — в социальной повседневности. Инфлюенсер являет собой «репрезентанта» культуры, сложившейся на данном этапе социокультурного развития, и «творца культурного мира». В связи с этим инфлюенсер рассматривается как особая социокультурная категория в современных медиакоммуникациях, представляющая собой результат социокультурного прогресса, вызванный необходимостью наделить избранных акторов символическим статусом лидера общественного мнения в диспозиции социальных медиа с целью наиболее органичного воздействия на аудиторию в соответствии с прагматически заложенным эффектом.

Ключевые слова


инфлюенсер; лидер общественного мнения; медиакоммуникации; социальные ме-диа; медиатизация; культура; социокультурный прогресс

Полный текст:

PDF

Литература


Ефанов А. А. Деконструкция образа инфлюенсера в современном медиапространстве // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 32–46. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1958

Ефанов А. А. Инфлюенсер как особый тип лидера общественного мнения // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. : Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27, № 4. С. 767–774. http://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-4-767-774

Ефанов А. А., Осокин А. А. Дискурс социальных медиа: к проблеме интерпретации // Вопр. теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, № 3. С. 509–527. http://doi.org/10.17150/2308-6203.2022.11(3).509–527

Лободенко Л. К. Социальные медиа как новое пространство развития коммуникаций // Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик : монография / под ред. Л. П. Шестеркиной. Челябинск, 2017. С. 13–27.

Осокин А. А., Цзинь Х. Позиционирование как дискурсивная стратегия // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. : Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27, № 3. С. 567–572. http://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-3-567-572

Розенберг Н. В. Медиакоммуникация как фактор глобальной культуры // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 9. С. 19–30.

Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М., 2000.

Boyd D., Ellison N. Social Network Sites: Definition, History and Scholarship // Journal of Computer. Mediated Communication. 2007. Vol. 13, № 1. P. 210–230.

Don’t Look Now, But Influencer’ is Finally an Official Word in the English Language // ADWEEK. 2019. URL: https://www.adweek.com/brand-marketing/dont-look-now-but-influencer-is-finally-an-official-word-in-the-english-language/ (date of access: 03.09.2023).

Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People’s Choice: How the Voter Makes Up his Mind in a Presidential Campaign. N. Y., 1948.

Murthy D. Twitter. Social Communication in the Twitter Age. Cambridge, 2013.

The Dictionary by Merriam­Webster // Merriam­Webster. 2019. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/influencer (date of access: 03.09.2023).

Thornley J. What is Social Media? // ProPR by Joseph Thornley. 2008. URL: https://propr.ca/2008/what-is-social-media/ (date of access: 03.09.2023).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.4.061

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.