Партиципаторные практики как пространство сотворчества нейросети и человека в педагогическом процессе

Анастасия Васильевна Булатова, Надежда Ивановна Журавлева, Светлана Витальевна Мельникова

Аннотация


В статье анализируются изменения, происходящие в образовательном процессе в связи с появлением нейронных сетей. Использование студентами искусственного интеллекта (ИИ) обесценивает ставшие привычными виды учебных работ, требуя адаптации пула заданий к новым условиям. Авторы описывают использование партиципаторных методик как инструмента для формирования общих и профессиональных компетенций студентов творческих специальностей. Делается вывод, что партиципаторные практики, с одной стороны, подразумевают личное участие каждого студента, содействуя формированию оригинальности и пластичности мышления, с другой — способствует отработке навыков артикуляции состояний и целей, что может использоваться в эффективной работе с нейросетями.

Ключевые слова


нейросети; искусственный интеллект; ассистированное творчество; компетентностный подход; компетенции; музейное образование; партиципаторные практики

Полный текст:

PDF

Литература


Булатова А. В., Мельникова С. В. Выбор партипациторных практик в работе со студентами-дизайнерами // Акад. вестн. УралНИИпроект РААСН. 2022. № 3 (54). С. 91–96. https://www.doi.org/10.25628/UNIIP.2022.54.3.015

Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus : электрон. науч.-публицист. журн. 2019. № 1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 25.04.2023).

Галкин Д. В., Коновалова К. В., Бобков С. П. К проблеме автоматизации творчества в сфере искусства и дизайна: инструментальный и генеративный подход // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2021. № 44. С. 14–23. https://www.doi.org/10.17223/22220836/44/2

Герман Э. Смотреть и видеть. М., 2018.

Данилов В. Нейронные сети для начинающих. Решение задачи классификации Ирисов Фишера. URL: https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/679988/ (дата обращения: 30.04.2023).

Иевлева Н. В., Потапова М. В. Свободная дискуссия: как говорить с молодежью в музее // Музей : науч.-практ. журн. 2018. № 1–2. С. 78–81.

Маликова Д. Н. Медиация: концепция и опыт Уральской индустриальной биеннале современного искусства // Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент : материалы Всерос. конф. Пермь, 2019. С. 47–52.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/#1000 (дата обращения: 20.02.2023).

Саймон Н. Партиципаторный музей / пер. А. Глебовской. М., 2017.

Столяров Б. А. Развитие визуальной культуры у учащихся в условиях музея // Педагогика. 2015. № 3. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения: 15.04.2023).

Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности студентов через музейно-­педагогический процесс // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4(7). С. 283–285.

Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Филос. науки. 2017. № 6. С. 121–136.

Уваров А. Ю. Об описании компетенций XXI века // Образовательная политика. 2014. № 1 (63). С. 13–30.

Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. М., 2018. 120 с.

Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования : монография / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М., 2019.

Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Из доклада: универсальные компетентности и новая грамотность // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 63–71.

Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

Шмакова Л. Е., Ченушкина С. В., Краюхина О. Е. Генеративные подходы как средство развития креативности у студентов творческих специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 125–128.

Ядченко Е. М. Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ССУЗ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009.

Bulatova A., Zhuravleva N., Melnikova S. The Significance of Art Mediation in Bridging the Communication Gaps // Fourth International Scientific Conference Communication Trends in the Post-literacy Era: multilingualism, multimodality, multiculturalism (Ekaterinburg, Russia, 8–9 Nov., 2019). Dubai, 2020. KnE Social Sciences. 4 (2). Р. 374–389. https://www.doi.org/10.18502/kss.v4i2.6355

Housen А. Eye of the Beholder: Research, Theory and Practice. URL: https://vtshome.org/wp­content/uploads/2016/08/Eye-of-the-Beholder.pdf (date of access: 29. 04. 2023).

Lind M. Why Mediate Art? // Ten Fundamental Questions of Curating. Italy. 2013. P. 100–116. URL: http://www.marysialewandowska.com/wp­content/uploads/2011/05/Maria-Lind_Why-Mediate-Art-.pdf (date of access: 29. 04. 2023).

Mörsch C. Contradicting Oneself: Gallery Education as Critical Practice within the Educational Turn in Curating // It’s all Mediating: Outlining and Incorporating the Roles of Curating and Education in the Exhibition Context. Cambridge, 2013.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.4.078

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.