Цифровизация и формирование проектной культуры: возможности и риски

Марина Владимировна Панкина

Аннотация


В статье рассмотрены проблемы формирования проектной культуры у студентов в условиях активного внедрения цифровых технологий, трансформации системы архитектурного и дизайн-образования. Цель статьи — проанализировать влияние новых инструментов подачи информации и условий коммуникации участников образовательного процесса на его эффективность. Дистанционные технологии и активно внедряемый формат проектного обучения создают вызовы устоявшейся системе архитектурного и дизайн-образования. Выявлены противоречивые аспекты инноваций: снижение доли концептуального проектирования, обезличивание знаний, утрата авторитета преподавателя, снижение возможностей приобретения навыков soft skills и критического мышления, имеющих важную роль в формировании проектной культуры.

Ключевые слова


проектная культура; критическое мышление; soft skills; архитектурное образование; дизайн-образование; проектное обучение; цифровые технологии; инновации

Полный текст:

PDF

Литература


Архитектурная школа МАРШ. Образование в области архитектуры и градостроительства : сайт. URL: https://march.ru/courses/ (дата обращения: 15.02.2023).

Архитектурное образование: тренды нового сезона : интервью / беседовала А. Самохина // Архи.ру : сайт. 2022. 9 сент. URL: https://archi.ru/russia/97564/arkhitekturnoe-obrazovanie-trendy-novogo-sezona (дата обращения: 21.02.2023).

Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1982. 224 с.

Бершадский А., Краевский И. Дистанционное обучение — форма или метод? // Дистанционное образование. 1998. № 4. С. 34–37.

Генисаретский О. И. Проектная культура и концептуализм // Труды ВНИИТЭ. М., 1987. № 52 : Социально­-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. С. 39–53.

Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для вузов. М., 2005. 336 с.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. 544 с.

Королева Д. О. Мировые тренды образования в российском контексте — 2022 // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» : сайт. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2022/ (дата обращения: 25.02.2023).

Кузнецова О. В. Дистанционное образование: за и против // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исслед. 2015. № 8, ч. 2. С. 362–364. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7101 (дата обращения: 26.02.2023).

Панкина М. В. Основы методологии дизайн-проектирования : учеб. пособие. Екатеринбург, 2020. 150 с.

Пантеев К. Искусственный интеллект вместо или вместе с дизайнерами: как нейро­сети применяются для создания креативов // Теории и практики : сайт. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/20498-iskusstvennyy-intellekt-vmesto-ili-vmeste-s-dizaynerami-kak-neyroseti-primenyayutsya-dlya-sozdaniya-kreativov (дата обращения: 21.02.2023).

Салтыкова Г. М., Васильева Д. А. Цифровые технологии в дизайн-образовании и проектной деятельности // Преподаватель. XXI век. 2022. № 3, ч. 1. С. 224–230.

Свиридон Р. А. Педагогический дизайн как важное условие эффективности массовых открытых обучающих курсов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, № 2. С. 57–62.

Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества : автореф. дис. … д­-ра искусствоведения. М., 1990.

Archer B. The Three Rs // Design Studies. 1979. Vol. 1, № 1. P. 17–20. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/design-studies/vol/1/issue/1 (date of access: 07.04.2023).

Mann Ch. R. A Study of Engineering Education. N. Y., 1918. 139 p. URL: https://www.nationalsoftskills.org/downloads/Mann­1918­Study_of_Engineering_Educ.pdf (date of access: 10.02.2023).

Morgan A. Theoretical Aspects of Project­Based Learning in Higher Education // British Journal of Educational Technology. 1983. Vol. 14, iss. 1. P. 4–80. https://doi.org/10.1111/j.1467­8535.1983.tb00450.x

The Soft Skills Disconnect // National Soft Skills Association : website. URL: https://www.nationalsoftskills.org/the-soft-skills-disconnect/ (date of access: 21.02.2023).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.4.079

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.