Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в Смольном институте конца XVIII — середины XIX в. (на материале эго-документов)

Елена Евгеньевна Приказчикова, Виолетта Сергеевна Савчук

Аннотация


В статье на материалах эго-документов XVIII–XIX вв. (А. Лёвшиной, Г. Алымовой (Ржевской), А. Соколовой, М. Угличаниновой, А. Ешевской, Е. Водовозовой) рассматриваются основные стратегии преподавания гуманитарных дисциплин в Смольном институте. Используя методы культурного-исторического, сравнительно-исторического, гендерного анализов, авторы показывают изменение методик преподавания этих дисциплин, начиная от эпохи императрицы Екатерины II, когда доминирующим аспектом преподавания была установка на реализацию утопии-эвпсихии, утопии создания женщины «новой породы», где очень большое значение уделялось театральной культуре. Последним педагогическим сюжетом статьи является реформа К. Д. Ушинского (в воспоминаниях Е. Водовозовой), проводимая в самом начале 1860-х гг., когда женское образование в Смольном, прежде всего касающееся гуманитарных дисциплин, теряет свою исключительность и элитарность в условиях появления в России (с 1857 г.) женских гимназий.

Ключевые слова


Смольный институт; утопия-эвпсихия; гуманитарные дисциплины; эго-документы; вопросы преподавания; Г. Алымова; М. Угличанинова; А. Ешевская; Е. Водовозова

Полный текст:

PDF

Литература


Белова А. В. Женское институтское образование в России // Педагогика. 2022. № 9. С. 77–83.

Бецкой И. И. Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного Ее Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, Самодержицею Всероссийскою Материю Отечества, и прочее и прочее и прочее. СПб., [1764]. 4 с.

Водовозова Е. Н. На заре жизни. Смольный институт // Смольный институт: дневники воспитанниц. М., 2017. С. 225–415.

Гаврилова Т. Н., Паладьев С. Л. Воспитательная система Смольного института благородных девиц // Ярослав. пед. вестн. 2021. № 2 (119). С. 45–52.

Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. Л., 1983. 174 с.

Ешевская А. С. Воспоминания о Смольном. 1871–1876 гг.// Смольный институт: дневники воспитанниц. М., 2017. С. 177–224.

Колпачева О. Ю., Каневская Ж. О., Авдеева Л. Н., Ширванян А. Э. Начало государственного этапа женского образования в России // KANT. 2017. № 2 (23). С. 31–35.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX века). СПб., 1994. 399 с.

Мельникова Н. П. Содержание воспитания и художественного образования в Смольном и Екатерининском институтах благородных девиц конца XVIII — первой половины XIX века : дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 336 с.

Михневич В. О. Русская женщина XVIII столетия : ист. этюды. Киев, 1895. 405 с.

Мордвинова З. Е. Смольный институт в эпоху императрицы Екатерины II (1764–1796) // Вопр. образования. 2007. № 3. С. 255–277.

Оболенский Г. Век Екатерины Великой. М., 2001. 462 с.

Пенская Е. Н. Становление универсального образования в России: гендерный аспект : [вступл. к ст.: Мордвинова З. Е. Смольный институт в эпоху императрицы Екатерины II (1764–1796)] // Вопр. образования. 2007. № 3. С. 255–257.

Переписка императрицы Екатерины II с А. П. Лёвшиной // Рус. старина. 1896. № 11. С. 313–350.

Переписка российской императрицы Екатерины II и господина Вольтера, продолжавшаяся с 1763 по 1778 год : в 2 ч. М., 1803. Ч. 2. 171 с.

Поздняков А. Н. Институты благородных девиц в системе образования России второй половины XVIII — начала XIX века // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Сер. : Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2. C. 104–108.

Помелов В. Б. Работа К. Д. Ушинского в Смольном институте благородных девиц. К 200-летию со дня рождения великого русского педагога // Вестн. Вят. гос. ун-та. 2023. № 2 (148). С. 90–100.

Пономарева В. В. Первая реформа Смольного института (из истории начального периода формирования системы женского образования в России): 1783–1785 // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, № 6/1. C. 29–36.

Пономарева В. В. Закрытые женские институты Российской империи. 1764–1855. Начало формирования отечественной системы женского образования. М., 2019. 480 с.

Приказчикова Е. Е. Антропологическая утопия Смольного института и ее отражение в мемуарно-автобиографической литературе второй половины XVIII века // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 27(165). С. 105–114.

Приказчикова Е. Е. Роль театральной культуры в педагогическом дискурсе Смольного института эпохи императрицы Екатерины II // Филол. класс. 2022. № 3 (т. 27). С. 155–169.

Пушкарева Н. Н. Образовательная система Смольного института благородных девиц // Глобальный научный потенциал. 2017. №11 (80). С. 19–23.

Ржевская (Алымова) Г. И. Памятные записки // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М., 2008. С. 33–66.

Семенов Д. Д. Из пережитого. Мое первое знакомство с К. Д. Ушинским // Семенов Д. Д. Избр. пед. соч. М., 1953. С. 63–90.

Соколова А. И. Из воспоминаний смолянки // Смольный институт: дневники воспитанниц. М., 2017. С. 147–176.

Угличанинова М. С. Воспоминания воспитанницы сороковых годов // Смольный институт: дневники воспитанниц. М., 2017. С. 118–146.

Фанталов А. Н., Малязина М. А. Сен-Сир и Смольный институт — первые учебные заведения для женщин во Франции и России // Герценовские чтения : Художественное образование ребенка: стратегии будущего : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф.

К 30-летию отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея (С.-Петербург, 14 февр. 2020 г.). СПб., 2020. С. 75–81.

Sonnet M. L’éducation des filles au temps des Lumières. P., 1987. 354 p.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.2.039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.