Нейросети в книгоиздании: кейс «Интерактивная энциклопедия для школьников»

Александр Андреевич Мурзин

Аннотация


Статья посвящена применению сервисов на основе искусственного интеллекта в книгоиздании. Автор предполагает, что лежащие в основе генеративного ИИ алгоритмы и математические правила создают новые возможности для творчества, способны стимулировать креативность. Исследование опирается на междисциплинарный подход, который позволяет соединить методы нескольких научных областей на основе аксиологии. При анализе создания образовательных комиксов и интерактивных элементов энциклопедии был применен метод кейс-анализа, позволивший не только описать сложившуюся ситуацию, но и выявить проблемы, с которыми столкнулся автор в связи с применением разнообразных сервисов на основе ИИ. Проанализирован кейс, посвященный применению ИИ в книгоиздании. Примером послужила созданная с применением сервисов на основе ИИ интерактивная энциклопедия для школьников. Системному анализу был подвергнут созданный творческий продукт — интерактивная энциклопедия, что позволило выявить границы проектного метода в креативной деятельности. Сделан вывод, что современные технологии могут не только стать подспорьем для решения отдельных задач, но и стимулировать творческое воображение, создавая новые возможности для решения образовательных задач.

Ключевые слова


искусственный интеллект; нейросети; креативность; книгоиздание; интерактивная энциклопедия; образовательный комикс

Полный текст:

PDF

Литература


Будущее книгоиздательств: нейросети приведут к успеху или беде? // ЖурнаМурка : сайт. URL: https://zhurkamurkamagazine.ru/2023/05/будущее-книгоиздательств-нейросети (дата обращения: 19.06.2024).

Иоселиани А. Д., Цхададзе Н. В. Искусственный интеллект: социально-философское осмысление // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 2. С. 196-202.

Комикс в образовании: Есть ли польза для дела? // Народное образование : сайт. URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2002-9/komiks-v-obrazovanii-est-li-polza-dlya-dela (дата обращения: 19.06.2024).

Мурзин А. А. Окрыленные знанием: традиции уральской инженерной школы. Екатеринбург, 2022.

Мурзин А. А. «Имею я мастерство…» : интерактив. энцикл. для школьников. Екатеринбург, 2024.

Омелик А. А. Факторы влияния искусственного интеллекта на творческий процесс // Социология искусственного интеллекта. 2023. Т. 4, № 1. С. 52–63.

Пользовательское соглашение сайта Fusionbrain.ai. URL: https://fusionbrain.ai/static/fusion/docs/agreement.pdf (дата обращения: 09.04.2024).

Семенов С. Н. Проблема креативности искусственного интеллекта и человеческое творчество // Философия и культура информационного общества : тез. докл. Девятой междунар. науч.-практ. конф., С.-Петербург, 18–20 нояб. 2021 г. СПб., 2021. С. 102–104.

Сипайло С. В. Использование нейросетей в технологическом процессе допечатной подготовки изобразительной информации // Скориновские чтения 2023. Культура книги: традиции и новаторство : материалы VI Междунар. форума, Минск, 28–30 сент. 2023 г. Минск, 2023. С. 213–215.

Соболь А. А. Комикс как метод подачи образовательной информации // Регионы. Города. Ракурсы и параллели : сб. науч. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, Омск, 25–26 нояб. 2020 г. / редколл.: Л. В. Чуйко (науч. ред.) [и др.]. Омск, 2021. С. 137–142.

Фантазии, которые почти стали реальностью: AI в издательском деле // Электрокнгиги : сайт. URL: https://www.electrobooks.media/post/fantazii-kotorye-pochti-stali-realnostyu-ai-v-izdatelskom-dele (дата обращения: 19.06.2024).

Шкаленко А. В., Фадеева Е. А. Влияние искусственного интеллекта на креативные индустрии: тенденции и перспективы // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Экономика. 2022. Т. 24, № 3. С. 44–59. https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.3.4

Это точно: чертова дюжина комиксов о науке и ученых / [отв. ред. Э. Саляхова ; худ. комиксов Д. Дементьева и др.]. М., 2018.

Afolabi A. Artificial Intelligence for Publishing: The Impact of ChatGPT on Book Publishing Education in Nigeria // BIJOTE. 2024. Vol. 7, № 1, Jun. P. 64–74.

Ali Elfa M. A., Dawood M. E. T. Using Artificial Intelligence for enhancing Human Creativity // Journal of Art, Design and Music. 2023. Vol. 2, № 2. https://doi.org/10.55554/2785-9649.1017

Anderson M. M. AI as Philosophical Ideology: A Critical look back at John McCarthy’s Program // Philos. Technol. 2024. Vol. 37, iss. 44. https://doi.org/10.1007/s13347-024-00731-1

Berman B. J. Artificial intelligence and the ideology of capitalist reconstruction // AI & Soc. 1992. Vol. 6. P. 103–114. https://doi.org/10.1007/BF02472776

Boden M. A. Creativity and artificial intelligence // Artificial Intelligence. 1998. Vol. 103, № 1–2. P. 347–356.

Haase J., Hanel P. H. P. Artificial muses: Generative artificial intelligence chatbots have risen to human-level creativity // Journal of Creativity. 2023. Vol. 33, iss. 3. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2023.100066

Jarvis S. AI in Publishing Industry: An In-depth Analysis // Spines : website. 2023. 22 Nov. URL: https://spines.com/ai-in-publishing-industry/ (date of access: 19.06.2024).

KI als Zukunftsmotor für Verlage : Potenziale und Fallbeispiele für KI-Anwendungen in der Buchbranche / ed. Okke Schlüter Hrsg. Wiesbaden, 2024.

Lebrun T., Audet R. L’intelligence artificielle et le monde du livre. Livre blanc // Zenodo. 2020. Sept. 18, https://doi.org/10.5281/zenodo.4036246

The future impact of artificial intelligence on the publishing industry. Frankfurt am Main, 2019. URL: https://www.buchmesse.de/files/media/pdf/White_Paper_AI_Publishing_Gould_Finch_2019_EN.pdf (date of access: 19.06.2024).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.4.072

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.