«Царевна-лебедь»: превращение и преображение. Особенности творческого метода Михаила Врубеля
Andrej Nikolaevich Merezhnikov
Аннотация
В статье рассматриваются особенности творческого метода М. А. Врубеля на примере создания композиционной системы картины «Царевна-Лебедь». Мастер, организовывая, генерируя композицию, никогда не имел какой-то отдельной формальной схемы в виде рисунка или чертежа. Моделирование изображения и его композиционное согласование — единый процесс. в ходе работы над композициями художник постоянно обращается к классическим «формулам» и конкретно к произведениям Рафаэля. Врубель расширил свое понимание классики, обогатив его восприятием византийской культуры и, в частности, древнерусского искусства. Этот синтез представляет собой альтернативу дифференцированности отечественного искусства второй половины ХIХ — начала ХХ в., для которого важна была возможность позиционировать себя как «национальное». В картине «Царевна-Лебедь» за явным «театрально-сказочным» сюжетом у Врубеля скрывается другой, более важный — раскрытие темы метаморфозы, превращения, трактуемого как преображение, восходящего к общехристианскому пониманию смерти как преддверия воскресения.
Ключевые слова
творческий метод М. А. Врубеля; композиционная система;
Литература
Vrubel'. Perepiska. Vospominanija o hudozhnike / sost. Je. P. Gomberg-Verzhbinskaja i dr. L., 1963.
Dmitrieva N. A. Mihail Vrubel'. Zhizn' i tvorchestvo. M., 1988.
Sarab'janov D. V. Istorija russkogo iskusstva konca XIX – nachala XX veka. M., 1993.
Suzdalev P. K. Vrubel'. Lichnost', mirovozzrenie, metod. M., 1984.
Fedorov-Davydov A. A. Mihail Aleksandrovich Vrubel'. M., 1966.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru