Раскольники в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского: взаимодействие художественного текста с публицистикой

Xuyang Mi

Аннотация


Статья посвящена мотиву раскольничества в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского. В ходе анализа отмечено взаимодействие текста «Записок…» с публицистикой 1860-х гг. При изображении кроткого образа старика-­старообрядца писатель преувеличил серьезность его преступления, чтобы подчеркнуть его бунтарский потенциал. Это перекликается с его дальнейшей полемикой с западниками и славянофилами в статье «Два лагеря теоретиков», где Достоевский отмечает в сторонниках раскола стремление к истине, которое для него является залогом надежды на будущее в русской жизни.

В изображении тюремных бегунов в «Записках…» сказывается возможное влияние статьи А. П. Щапова о сектантских бегунах: у обоих бегство понимается в первую очередь как вид народного протеста. Потребность страдания в «Записках…» свойственна не бегунам, а старику и другому арестанту, причем об очищающей функции страдания, ставшей одной из важнейших тем позднего творчества Достоевского, еще ничего не упоминается.

Раскольник и бегуны в «Записках…» предвещают Макара Долгорукого в «Подростке». Однако раздвоенный образ старика-раскольника все же еще далек от идеального образа Макара. Парадоксальный образ последнего стал зародышем целого ряда героев дальнейших произведений писателя, в которых «гордыня» уживается с «кротостью».


Ключевые слова


Достоевский; старообрядчество; сектантство; бегун; Щапов; Салтыков-Щедрин; почвенничество.

Полный текст:

PDF

Литература


Altman, M. S. (1976). Dostoevsky po vekham imen [Dostoyevsky According to the Landmarks of Names]. Saratov: Saratov State University. (In Russian)

Bograd, G. (2007). Sektant li Smerdiakov [Is Smerdyakov a Sectarian?]. In T. A. Kasatkina (Ed.), Roman F. M. Dostoevskogo “Brat’ia Karamazovy”: sovremennoe sostoianie izucheniia [F. M. Dostoyevsky’s Novel The Brothers Karamazov] (pp. 508–522). Moscow: Nauka. (In Russian)

Dilaktorskaya, O. G. (1995). Skoptsy i skopchestvo v izobrazhenii Dostoevskogo [The Skoptsy and the Skopsy Teachings in Dostoyevsky’s Representation]. Philologica, 2, 3/4, 59–84. (In Russian)

Dolinin, A. S. (1963). Poslednie romany Dostoevskogo [The Last Novels of Dostoyevsky]. Moscow; Leningrad: Sovetskii pisatel’. (In Russian)

Karpacheva, T. S. (2014). Obrazy sektantov v “Dnevnike pisatelia” F. M. Dostoevskogo [Images of Sectarians in F. M. Dostoyevsky’s A Writer’s Diary]. Problemy istoricheskoi poetiki, 12, 252–264. (In Russian).

Kibalnik, S. A. (2013). Problemy intertekstual’noi poetiki Dostoevskogo [Issues of Dostoyevsky’s Intertextual Poetics]. St Petersburg: Petropolis. (In Russian)

Lazari, A. de. (2004). V krugu Fedora Dostoevskogo. Pochvennichestvo [In the Circle of Fyodor Dostoyevsky. Pochvennichestvo]. Moscow: Nauka. (In Russian)

Miller, O. F. (1883). Materialy dlia zhizneopisaniia F. M. Dostoevskogo [Materials for F. M. Dostoyevsky’s Biography]. In Biografiia, pis’ma i zametki iz zapisnoi knizhki F. M. Dostoevskogo [Biography, Letters and Notes from Notebooks of F. M. Dostoyevsky]. St Petersburg: A. S. Suvorin’s Press. (In Russian)

Nechaeva, V. S. (1972). Zhurnal M. M. i F. M. Dostoevskikh “Vremia”. 1861–1863 [Mikhail and Fyodor Dostoyevsky’s Journal “Vremia”. 1861–1863]. Moscow: Nauka. (In Russian)

Shchapov, A. P. (1906–1908) Sochineniia [Works] (Vols. 1–3). (Vol. 1). St Petersburg: Izdanie M. V. Pirozhkova. (In Russian)

Tsoi, L. N. (1995). Problema raskola i narodnykh eresei v tvorchestve F. M. Dostoevskogo [The Issue of Schism and Popular Heresies in the Works of Fyodor Dostoyevsky]. Yakutsk: Yakutsk State University. (In Russian)

Tunimanov, V. A. (1971). Dostoevsky i Nekrasov [Dostoyevsky and Nekrasov]. In V. G. Bazanov, & G. M. Frodlender (Eds.), Dostoevsky i ego vremia [Dostoyevsky and His Time] (pp. 33–66). Leningrad: Nauka. (In Russian)

Tunimanov, V. A. (1980). Tvorchestvo Dostoevskogo (1854–1862) [Works of Dostoyevsky (1854–1862)]. Leningrad: Nauka. (In Russian)

Tusichishnyi, A. P. (2010). Ideinye istochniki obrazov F. M. Dostoevskogo [The Ideological Sources of F. M. Dostoyevsky’s Images]. Moscow: Moscow Humanitarian Economic Institute. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.4.069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru