ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматривается трансформация советского дискурса самодеятельного искусства в период застоя. Материалом исследования послужили критические обзоры и проблемные статьи, опубликованные в тот период в специализированных художественных журналах. В качестве базового концепта в статье используется понятие художественно-политического дискурса. Автор раскрывает структуру дискурса самодеятельного искусства и отмечает, что он включал в себя официальный идеологический конструкт, сформированный в 1930-е гг., и более модернизированный язык профессионального искусства и научных исследований. В ходе исследования автор выявляет, что уже в середине 1960-х гг. в специализированных журналах актуализируется проблема самодеятельного творчества, вводятся новые его дефиниции, разворачивается критика подражания самоучек профессиональному изобразительному искусству. Появление критических статей и обзоров зарубежных выставок вместе с тем демонстрировало изменение «канона» самодеятельного творчества и легитимацию властью новых художественных языков представителей этого направления. В конце 1960-х гг. художественными критиками были предприняты первые попытки теоретического осмысления истоков наивного искусства, авторы размышляли о судьбе примитива, его связи с городским фольклором. К середине 1970-х гг. художественная критика и научные исследования окончательно легитимировали понятие «наивное искусство» и отделили его от самодеятельного искусства.
Alpatov, M. V. (1966). Neposredstvenno i chistoserdechno [Immediately and Frankly]. Tvorchestvo, 10, 14–15. (In Russian)
Baldina, O. D., & Aksenov, Y. I. (1977). Tvorchestvo privychnoe i neprivychnoe [Usual and Unusual Creativity]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 7, 32–35. (In Russian)
Bihali-Merin, O. (1968). O sushchnosti naivnogo iskusstva [About the Essence of Naïve Art]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 9, 12–18. (In Russian)
Chernecov, V. (1968). Na perekrestke [At the Crossroads]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 9, 10–11. (In Russian)
Gerchuk, Y. (1972). Primitivny li primitivy? [Are Primitive Artists Primitive?]. Tvorchestvo, 2, 11–24.
Groys, B. (2013). Gesamtkunstwerk Stalin. Moscow: Ad Marginem. (In Russian)
Lazykin, A. (1965). Est’ i takie hudozhniki [There are such Artists]. Tvorchestvo, 9, 12–14.
Pasternak, A. (1966). Samodeyatel’noe i samodel’noe [Amateur and Self-Made]. Tvorchestvo, 6, 23. (In Russian)
Rozanova, M. (1968). Na okraine iskusstva [On the Outskirts of Art]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 3, 33–37. (In Russian)
Shkarovskaya, N. (1968). Festival’ lyubitelej [The Festival of Amateur Artists]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 9, 22–29. (In Russian)
Shkarovskaya, N. S. (1974). Samobytnye hudozhniki na vystavke “Slava trudu” [Amateur Artists at the Exhibition “Glory to Labour”]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 11, 37–40. (In Russian)
Shkarovskaya, N. S. (1977). Prazdnik narodnogo iskusstva [The Celebration of Folk Art]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 7, 32–35. (In Russian)
Volpina, V. (1974). Puti k tvorchestvu [Ways to Creativity]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 11, 41–45. (In Russian)
Volpina, V. (1977). Tradiciia i improvizaciia v narodnom tvorchestve [Tradition and Improvisation in Folk Art]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 8, 18–22.
Zubova, T. (1976). Tradicionnoe i naivnoe [Traditional and Popular]. Dekorativnoe iskusstvo USSR, 10, 28–31. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru