ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Предметом статьи являются особенности инструментального интонирования в эпоху классицизма. Важность работы обусловливается раскрытием музыкально-исполнительских аспектов, представляющих собой характерные черты данного направления в искусстве. Основным методом исследования избран теоретический анализ идейно-эстетической парадигмы эпохи, оркестровых произведений различных композиторов-классиков, используемые ими приемы интонационной выразительности. Представлены сведения, касающиеся конструктивного обновления духового инструментария и практического применения их в оркестре. Отмечается определенное отставание духовых инструментов от других оркестровых специальностей в развитии интонационного потенциала. Приводится ряд нотных примеров, демонстрирующих художественную трактовку в оркестровом интонировании духовых инструментов. Показана важная роль музыкальной риторики в музыкальном интонировании, ее природа, исходящая из научных концепций античных философов и практики музицирования той древней эпохи. Отмечается, что уже в эпоху барокко риторика имела большое распространение, привлекая активное внимание теоретиков и композиторов, пытавшихся научно обосновать ее назначение и роль в музыкальном искусстве. Они значительно расширили потенциал исполнительского интонирования за счет выделения специальных музыкальных тонов, вызывающих ряд аффектов. Установлено, что для придания смыслового значения аффектам, композиторы использовали вербальные характеристики для музыкальных фраз, мотивов, мелодических оборотов. В статье констатируется позитивность музыкальной риторики как средства, способствующего развитию образности и эмоциональности интонирования, послужившего основой теории музыкальной выразительности, а также становлению сольного инструментального исполнительства.
Blagodatov, G. I. (1981). Surdina [Mute]. In Musykal’naya entsiklopediia [Musical Encyclopaedia] (Vols. 1–5). (Vol. 5, p. 528). Moscow: Soviet entsyklopedia. (In Russian)
Kurt, E. (1931). Osnovy linearnogo kontrapunkta. Melodicheskaja polifonija Baha [Foundations of Linear Counterpoint. Melodic Polyphony of Bach]. Мoscow: State Music Publishing House. (In Russian)
Levik, B. (1974). Istorija zarubezhnoj musyki [History of Foreign Music] (Iss. 2). Moscow: Music. (In Russian)
Nasonov, R. A. (2010). Muzykalnaja ritorika Afanasija Kirhera: k istorii “gotovyh slov” [Musical Rhetoric of Athanasius Kircher: On the History of “Readymade Words”]. In Musykalnaja nauka na postsovetskom prostranstve: materialy Mezhdunarodnoi internet-konferencii [Musical Science in Post-Soviet Space: Materials for the International Internet Conference]. Moscow: RAM named after Gnesiny. Retrieved from http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/03/Nasonov.pdf. (In Russian)
Platonov, N. I. (1964). Voprosy metodiki obuchenija igre na duhovyh instrumentah [Issues of Methods of Teaching how to Play Woodwind Instruments]. In Metodika obuchenija igre na duhovyh instrumentah [Methods of Teaching how to Play Woodwind Instruments] (Iss. 1, pp. 12–55). Moscow: Music. (In Russian)
Pop, A., Addison, J., Gerard, A., & Reed, T. (1982). Is istorii anglijskoj esteticheskoj mysli XVIII weka [From the History of English Aesthetical Thought of the 18th Century]. Moscow: Art. (In Russian)
Shestakov, V. P. (1971). Muzykalnaia estetika Zapadnoi Evropy XVII–XVIII vekov [Musical Aesthetics of Western Europe between the 17th and 18th Centuries]. Moscow: Music. (In Russian)
Usoff, Y. A. (1978). Truba [Trumpet]. Moscow: Music. (In Russian)
Zakharova, O. (1983). Ritorika i zapadnoevropeiskaia muzyka XVII — pervoi poloviny XVIII veka: principy, priemy [Rhetoric and the West European Music of the 17th and the first half of the 18th Centuries: Principles, Techniques]. Moscow: Music. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru