ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматривается влияние межрегиональных и локальных миграций на эволюцию городской старообрядческой общины на примере беглопоповского (с 1840-х гг. — часовенного) согласия Екатеринбурга в XVIII — начала XX в. Анализ численности и сословного состава по ревизиям, переписям и материалам учета естественного движения населения показывает последовательный, но неравномерный рост численности старообрядческого городского сообщества. Во время 3-й ревизии начала 1760-х гг. старообрядцев значилось около 1 тыс. человек (треть населения Екатеринбурга). В период веротерпимой политики 1780–1820-х гг. сформировались приходы Успенской и Никольской часовен и к концу царствования Александра I в городе насчитывалось почти 1,5 тыс. староверов, большинство которых было записано в купеческое и мещанское сословия. Численность общин снизилась из-за «насаждения» единоверия в 1830–1850-е гг. и доля старообрядцев среди городского населения уменьшилась до нескольких процентов. Впоследствии количественный состав городского старообрядческого общества восстановился на фоне миграции крестьян в пореформенное время. Последнее обстоятельство повлияло на сословный состав прихожан, особенно молодежи, среди которой в нач. XX в. преобладали крестьяне. Наличие домовладений у большинства старообрядцев являлось благоприятным фактором для адаптации новых членов общины, не имевших собственного жилья. Картографирование элементов религиозного ландшафта, связанного с историей городских общин староверов беглопоповского (часовенного) согласия позволило локализовать их в пространстве Екатеринбурга XVIII – начала XX в. и выявить обособленность, связанную с устройством двух храмов (часовен), содержанием причта, предпочтениями внутриконфессиональных браков, наличием отдельного кладбища.
Ageev, S. S., & Mikityuk, V. P. (1998). Ryazanovy — kuptsy Yekaterinburgskie [The Ryazanov Family — Merchants of Yekaterinburg]. Yekaterinburg: UrO RAN. (In Russian)
Baidin, V. I. (1983). Staroobryadchestvo Urala i samoderzhavie (konets XVIII — seredina XIX vv.). [Ural Old Belief and Autocracy (the Late 18th — mid-19th Centuries)] (doctoral dissertation). Sverdlovsk. (In Russian)
Beloborodov, S. A. (2000). ‘Avstriitsy’ na Urale i v Zapadnoi Sibiri (iz istorii russkoi Pravoslavnoi Staroobryadcheskoi tserkvi — belokrinitskogo soglasiya) [‘Austrians’ in the Urals and Western Siberia (from the History of the Russian Orthodox Old Believer Church — Belokrinitskye]. In I. V. Pochinskaya (Ed.), Ocherki istorii staroobryadchestva Urala i sopredel’nykh territorii [Essays on the History of Old Believers of the Urals and Adjacent Territories] (pp. 136–172). Yekaterinburg: Ural State University. (In Russian)
Beloborodov, S. A. (2005). Shartash — staroobryadcheskii rai (iz istorii “shartashskoi very” na Urale v XVIII — pervoi polovine XIX vv.) [Shartash is an Old Believer’s Paradise (from the History of Shartash Faith in the Urals in the 18th — First Half of the 19th Centuries)]. In E. K. Romodanovskaya (Ed.), Obshchestvennaya mysl’ i traditsii russkoi dukhovnoi kul’tury v istoricheskikh i literaturnykh pamyatnikakh XV–XX vv. [The Philosophy and Traditions of Russian Spiritual Culture in the History and Literature of the 15th–20th Centuries] (pp. 343–352). Novosibirsk: SO RAN. (In Russian)
Beloborodov, S. A. (2012). Religiozno-organizatsionnaya struktura staroobryadchestva gornozavodskogo Urala vo vtoroi chetverti XIX — nachale XX vv. (na primere soglasiya beglopopovtsev / chasovennykh) [Religious and Organisational Structure of Ural Old Believers in the Second Quarter of the 19th — Early 20th Centuries (Case of Beglopopovtsy / Chasovennye)] (doctoral dissertation). Yekaterinburg. (In Russian)
Goloborodsky, M. V. (2004). Arkhitektura khramov Yekaterinburga: XVIII–XIX vv. [The Architecture of Yekaterinburg Churches in the 18th–19th Centuries] (doctoral dissertation). Yekaterinburg. (In Russian)
Goncharov, Yu. M. (2001). Soslovnyi sostav gorodskogo naseleniya Zapadnoi Sibiri vo vtoroi polovine XIX — nachale XX v. [The Social Composition of Western Siberian Urban Population in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries]. In V. A. Skubnevsky (Ed.), Goroda Sibiri XVIII — nachala XX v. [Cities of Siberia in the 18th — Early 20th Centuries] (pp. 64–36). Barnaul: Altai State University. (In Russian)
I. R. (1839). Goroda Permskoi gubernii [Cities of Perm Province]. In Materialy dlya statistiki Rossiiskoi imperii [Materials for the Statistics of the Russian Empire] (Pt. III, pp. 3–85). St Petersburg: MVD. (In Russian)
Klyukina-Borovik, Yu. V. (2015). Perepisi i materialy statisticheskogo ucheta chislennosti staroobryadtsev Yekaterinburga v 1860–1890-kh gg. [Censuses and Materials of the Statistical Accounting of Old Believers in Yekaterinburg in the 1860s and 1890s]. Vestnik Yekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 4, 124–130. (In Russian)
Korepanov, N. S. (2005). Pervyi vek Yekaterinburga [The First Century of Yekaterinburg]. Yekaterinburg: Bank kul’turnoi informatsii. (In Russian)
Korepanov, N. S. (2006). Pervaya staroobryadcheskaya chasovnya Yekaterinburga [The First Old Believer Chapel of Yekaterinburg]. Vestnik muzeya ‘Nev’yanskaya ikona’, II, 100–106. (In Russian)
Korepanov, N. S. (2010). Shartash XVIII v. — traditsiya ili novatsiya? [Shartash of the 18th Century – Tradition or Innovation?]. Vestnik muzeya ‘Nev’yanskaya ikona’, III, 262–290. (In Russian)
Korepanov, N. S. (2013). O Tyne Zarechnom [On the Tyn Zarechny Prison]. Vestnik muzeya ‘Nev’yanskaya ikona’, IV, 135–168. (In Russian)
Mikityuk, V. P. Dom na naberezhnoi [The House on the Embankment]. Retrieved from http://www.fnperm.ru/SharedFiles/Download.aspx?pageid=2214&mid=2484&fileid=3284. (In Russian)
Palkin, A. S. (2016). Edinoverie v seredine XVIII — nachale XX v.: obshcherossiiskii kontekst i regional’naya spetsifika [Edinoverie in the Mid-18th — Early 20th Centuries: The All-Russian Context and Regional Peculiarities]. Yekaterinburg: Ural Federal University. (In Russian)
Palladius, Archimandrite. (1863). Obozrenie permskogo raskola, tak nazyvaemogo ‘staroobryadstva’ [Review of the Religious Schism in Perm Region, the So-Called ‘Old Believers’]. St Petersburg: Strannik. (In Russian)
Pokrovsky, N. N. (1974). Antifeodal’nyi protest uralo-sibirskikh krest’yan-staroobryadtsev v XVIII v. [Anti-Feudal Protest of Ural-Siberian Peasant Old Believers in the 18th Century]. Novosibirsk: Nauka. (In Russian)
Polnoe sobranie uchenykh puteshestvii po Rossii, izdavaemoe Imperatorskoiu Akademiei Nauk. [A Complete Collection of Learned Travels to Russia Issued by the Imperial Academy of Sciences]. (Vol. 6. Zapiski puteshestviia akademika Fal’ka [Travel Notes of Academician Falk], Pt. 1). (1824). St Petersburg: Imperial Academy of Sciences. (In Russian)
Prikhody i tserkvi Yekaterinburgskoi eparkhii [Parishes and Churches of the Yekaterinburg Diocese] (1902). Yekaterinburg. (In Russian)
Slovtsov, P. A. (2006). Istoriya Sibiri. Ot Ermaka do Ekateriny II [The History of Siberia. From Yermak to Catherine II]. Moscow: Veche. (In Russian)
Tulisov, E. S. (Ed.). (2008). Glavy gorodskogo samoupravleniya Yekaterinburga: Istoricheskie ocherki [Heads of the Municipal Government of Yekaterinburg: Historical Essays]. Yekaterinburg: Sokrat. (In Russian)
Voroshilin, S. I. (1995). Khramy Yekaterinburga [Churches of Yekaterinburg]. Yekaterinburg: Uralmedizdat. (In Russian)
Voroshilin, S. I. (1996). Iz istorii tserkovnogo stroitel’stva v Yekaterinburge [From the History of Church Construction in Yekaterinburg]. Ural’skaya starina, 2. Retrieved from http://www.1723.ru/read/books/voroshilin.htm. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru