ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена рассмотрению практики взаимодействия с красочными материалами, которая обусловила богатство колорита, присущее венецианской живописи эпохи Ренессанса. Целью данной работы стало выявление традиционных направлений повседневной деятельности, сформировавших повышенный интерес венецианского общества к богатству и разнообразию цвета в искусстве. Исторические сведения о ремесленных, торговых и бытовых аспектах жизни венецианцев были получены благодаря работам известных историков и специалистов по технологии живописи Д. Бомфорда, Б. Берри, Л. Метью, Д. Янга, Ф. Меллис, М. О’Мелли. Творческие контакты венецианских живописцев с мастерами-ремесленниками активно влияли на поиск новых материалов для живописи. Значительную роль в этом процессе играло развитие венецианского красильного ремесла, а также стеклоделия. Практика повседневной работы с красками распространялась в Венеции и на сферу торговли, оказавшей воздействие на колористические предпочтения широких слоев венецианского общества. Венецианские купцы-маршаны, отправлявшиеся на восток для приобретения дорогих экзотических товаров, среди которых важное место занимали красочные материалы, и в первую очередь ультрамарин, должны были разбираться в их качестве и цветовых особенностях. Близкое знакомство с пигментами для живописи и высокая их стоимость обусловили тщательное обсуждение колористических достоинств применяемых материалов в контрактах на создание живописных произведений, что сказывалось на качестве художнической палитры. Венеция была единственным городом в Италии, где торговлей и приготовлением красок занимались не аптекари, а люди специальной профессии, так называемые вендеколори. Проведенное исследование позволило утверждать, что венецианский колоризм опирался, с одной стороны, на разнообразие видов работ с красочными материалами, с другой – на способность к экспериментаторству, свойственную выдающимся представителям венецианской художественной школы.
Ball, Ph. (2012). The Invention of Colour. Interfaces, 33, 1–32. Retrieved from https://college.holycross.edu/interfaces/PDFs/Ball.pdf.
Berrie, B. H. (2015). Mining for Color: New Blues, Yellows, and Translucent Paint. Early science and medicine, 20, 308–334.
Berrie, B. H., & Metthew, L. C. (2005). Material Innovetion and Artistic Invention Materials and New Colors in Renaissance Venetian Painting. Sackler NAS Colloquium) Scientific Examination of Art: Modern Techniques in Conservation and Analysis (pp. 12–26). Retrieved from https://www.nap.edu/read/11413/chapter/3#p2000d4219970012001.
Birkmaier, U., Wallert, A., & Rothe, A. (1995). The Technical Examinations of Titian’s Venus and Adonis: A Note on Early Italian Oil Painting Technique. In A. Wallert, E. Hermens, and M. Peek (Eds.), Historical paintings techniques, materials and studio practice: presents of a symposium [held at] University of Leiden, the Netherlands, 26–29 June 1995 (pp. 117–126). Lawrence.
Bomford, D. (1989). Art in Making. Italian Painting before 1400. London: National Gallery Company Ltd.
Bomford, D. (1995). The History of Color in Art. In T. Lamb, & J. Bourriau (Eds.), Colour Art and Science (pp. 18–38). Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from https://books.google.ru/books?id=trofBzG2uv0C&pg=PA29&lpg=PA29&dq=Color:+art+and+science.+D.+Bomford&source=bl&ots=0kPWGxZjxh&sig=AOdf933qqh2QYQnEEJahyuKzAa8&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjR8L6S-NLYAhUBS5oKHWmODV8Q6AEIRjAE#v=onepage&q&f=false.
Gage, J. (1999). Color and Meaning: Art, Science and Symbolism. Berkeley; Los Angeles: Thames & Hudson Ltd.
Geoffroy, A. (2015). English Perceptions and Representations of Venetian Chromatic Variations. E-rea. Retrieved from http://journals.openedition.org/erea/4509.
Lane, F. (1940). The Mediterranean Spice Trade. Its Revival in the Sixteenth Century. American historical review, 45, 581–590.
Melis, F. (1972). Documenti per la Storia Economica dei Secoli XIII–XVI. Firenze: Olschki. (In Italian)
Valcanover, F., & Lazzarini, L. (1979). La Pala Pesaro. Quaderni della so printendenza ai beni artistici e storici di Venezia, 8, 57–91. (In Italian)
Yang, J. (1998). Giovanni Bellini; Experience and Experiment in Venetian Painting, c. 1460 to 1516. London: University of London. Retrieved from http://discovery.ucl.ac.uk/1318058/1/321952.pdf.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru