Алексей Ларин: хоровое творчество 2000-х гг. (эсте-тика и музыкально-выразительные средства)

Elena Yurievna Sokolnikova

Аннотация


Статья посвящена вопросам музыкального языка композитора, средствам воплощения содержания, характерным для некоторых сочинений композитора. В хоровых опусах намечены стилевые признаки, отличающие их от произведений для иных составов исполнителей и сочинений других композиторов-современников.

Для индивидуально-авторского стиля характерны наиболее устойчивые свойства, которые начинают складываться в начале творчества и сохраняются позже. Признаки музыкального стиля А. Ларина, намеченные и изменявшиеся в 1980–1990-е гг., в последнее время обновляются. В 2000-е гг. композитор продолжает работать в хоровых жанрах, созданных ранее (кантата, хоровой цикл, хоры, хоровые обработки народных песен). Продолжают развиваться жанры, основанные на синтезе литературы и музыки (кантата-палиндром). В настоящее время появляются разновидности, где жанровые признаки, свойственные предшествующим сочинениям, приобретают иной характер («концерт в лицах» или «кастинг»). Наиболее устойчивым остается применение первоисточников (чаще русских, реже зарубежных фольклорных песен). Музыкальный язык хоровых произведений А. Ларина выделяется преобладанием фактуры и тембра, распределяющих мелодию и гармонию, ритм и звуковые параметры (такие, как акцентуация и динамика).

Методология исследования основана на применении герменевтического и структурно-системного подходов в сочетании с семиотическим. При работе учитывались труды филологов (В. В. Виноградова, Б. Житомирского, Д. С. Лихачева, Н. Фатеевой), музыковедов (Н. С. Гуляницкой, Ю. Н. Тюлина, С. Скребковой-Филатовой и др.). Важную роль играет и «слово композитора», которое помогает понять сущность проблемы.

Статья может быть полезна музыковедам, дирижерам хоровых коллективов, педагогам и тем, кто интересуется как творчеством композитора, так и современным искусством.


Ключевые слова


стиль композитора; хоровая музыка; содержание; хоровой жанр; музыкальная форма; тембр; фактура; музыкальное пространство.

Полный текст:

Без имени

Литература


IV Mezhdunarodnyi konkurs kompozitorov dukhovnoi pravoslavnoi muzyki “Roman Sladkopevets” [4th International Competition of Spiritual Orthodox Music Roman Sladkopevets]. Retrieved from http://ryazeparh.ru/index.php/news/2318-iv-mezhdur. (In Russian)

Fateeva, N. (1997). Idiostil’ (individual’nyi stil’) [Idiostyle (Individual Style)]. In Entsiklopediia «Krugosvet». Universal’naia nauchno-populiarnaia onlain-entsiklopediia [Krugosvet Encyclopaedia. Universal Scientific Popular Online-Encyclopaedia]. Retrieved from http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika. (In Russian)

Gulyanitskaya, N. S. (2016). Aleksei Larin. Chto stoit za zvukami [Alexey Larin. What is behind the Sounds]. In N. S. Gulyanitskaya, & Y. N. Panteleyeva (Eds.), Slovo kompozitora i o kompozitore [The Composer’s Word and a Word about the Composer] (pp. 85–96). Moscow: Gnessin Russian Academy of Music. (In Russian)

Kotyurova, M. P. (2003). Idiostil’, individual’nyi stil’, idiolekt [Idiostyle, Individual Style, Idiolect]. In M. P. Kozhina (Ed.), Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar’ russkogo iazyka [Stylistic Encyclopaedic Dictionary of the Russian Language]. Moscow: Flinta; Nauka. Retrieved from http://stylistics.academic.ru. (In Russian)

Losev, A. (1994). Problema khudozhestvennogo stilia [The Problem of Artistic Style]. Kiev: Collegium: Kiev Academy of European Business. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2018.20.2.038

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.