Источниковедческие подходы к изучению популярной музыкальной культуры США и Великобритании ХХ в.

Alexandra Sergeyevna Kolesnik

Аннотация


В статье рассмотрена специфика аудиовизуальных исторических источников в контексте изучения популярной музыкальной культуры США и Великобритании ХХ в. Понимание особенностей аудиовизуальных источников и популярной музыки, предложенное в современных гуманитарных науках (прежде всего, audiovisual studies и popular music studies), задает рамку источниковедческого анализа популярной музыкальной культуры. На общем уровне, популярная музыка изучается как сложный комплекс — текст песни, музыкальная форма, способы производства и записи музыки в равной степени являются ее составляющими. Анализ популярной музыки должен учитывать все эти элементы. Отказавшись от изучения исключительно письменных источников — партитур, нотных переложений и транскриптов, — исследователи значительно расширили эмпирическую базу: от аудиоисточников и записей концертных выступлений до музыкальных артефактов (одежда, музыкальные инструменты, диски и пластинки) и непосредственно музыкальных клубов или рекорд-студий. Соответственно, «язык» аудиовизуальных источников обусловлен особенностями производства (звукозапись), презентации (носитель, а также концертные выступления) и распространения (музыкальные медиа и каналы дистрибуции) музыкальной продукции в культурной индустрии. Автор выделяет несколько этапов источниковедческого анализа популярной музыки: сбор общей информации об источнике (история создания источника; структура источника; элементы авторского стиля; авторство источника; особенности записи источника; социокультурный контекст создания источника; общая информация о рецепции современников; формы и каналы дистрибуции); жанровые характеристики источника; анализ «содержания» источника (текст песни / песен; характеристика музыкальной составляющей); анализ презентации (художественное оформление; стиль живого представления; антураж); анализ аудитории (состав аудитории; особенности рецепции).


Ключевые слова


аудиовизуальные источники; популярная музыка; popular music studies; audiovisual studies; источниковедческий анализ.

Полный текст:

PDF

Литература


Duffett, M. (Ed.). (2013). Popular Music Fandom: Identities, Roles and Practices. New York; London: Routledge.

Frith, S. (1989). Why Do Songs Have Words? Contemporary Music Review, 5, 77–96.

Garofalo, R. (1999). From Music Publishing to MP3: Music and Industry in the Twentieth Century. American Music, 17(3), 318–354.

Goodwin, A. (1992). Dancing in the Distraction Factory: Music Television and Popular Culture. Minneapolis, MN: Univ. of Minnesota Press.

Griffits, D. (2003). From Lyrics to Anti-Lyrics: Analyzing Words in Pop Song. In A. F. Moore (Ed.), Analyzing Popular Music (pp. 39–59). Cambridge: Cambridge University Press.

Grünberg, P. N. (2002). Istoriya nachala gramzapisi v Rossii i istochnikovedenie rossijskoj gramzapisi 1899–1915 gg. [The History of the Origins of Music Recording in Russia and the Source Study of the Russian Recording Industry 1899–1915]. Moscow: [s. n.]. (In Russian)

Gunkel, D. J. (2012). What Does It Matter Who is Speaking? Authorship, Authority, and the Mashup. Popular Music and Society, 35(1), 71–91.

Hennion, A. (1990). The Production of Success. An Antimusicology of the Pop Song. In S. Frith, & A. Goodwin (Eds.), On Record: Rock, Pop and the Written Word (pp. 154–171). New York: Pantheon.

Inglis, I. (Ed.). (2010). Popular Music and Television in Britain. Aldershot: Ashgate.

Listov, V. S. (1974). Istoriya smotrit v obyektiv [History Looks into the Objective Lens]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Longhurst, B. (2007). Popular Music and Society. Cambridge: Polity.

Magidov, V. M. (2005). Kinofotodokumenty v kontekste istoricheskogo znaniya [Cinema and Photo Documents in the Context of Historical Knowledge]. Moscow: RSUH. (In Russian)

Medushevskaya, O. M. (1983). Sovremennoe zarubezhnoe istochnikovedenie [Modern Foreign Source Study]. Moscow: Vysshaya shkola. (In Russian)

Middleton, R. (2000). Reading Pop: Approaches to Textual Analysis in Popular Music. New York; Oxford: Oxford University Press.

Nyre, L. (2009). Sound Media: From Live Journalism to Music Recording. London; New York: Routledge.

Osborne, R. (2012). Vinyl: A History of the Analogue Record. Farnham: Ashgate.

Percival, M. J. (2011). Music Radio and the Record Industry: Songs, Sounds, and Power. Popular Music and Society, 34(4), 455–473.

Richardson, J. (Ed.). (2013). The Oxford Handbook of Sound and Image in Digital Media. New York: Oxford University Press USA.

Richardson, J., Gorbman, C., & Vernallis, C. (Eds.). (2013). The Oxford Handbook of New Audiovisual Aesthetics. New York: Oxford University Press USA.

Rodowick, D. N. (1995). Audiovisual Culture and Interdisciplinary Knowledge. New Literary History, 26(1), 111–121.

Sercombe, L. (2006). ‘Ladies and Gentlemen…’ The Beatles: The Ed Sullivan Show, CBS TV, February 9, 1964. In I. Inglis (Ed.), Performance and Popular Music: History, Place and Time (pp. 1–15). Aldershot: Ashgate.

Shuker, R. (2005). Popular Music: The Key Concept. London: Routledge.

Shute, G. (2013). Concept Albums. North Charleston, SC: Investigations Publishing.

Theberge, P. (2001). “Plugged in”: Technology and Popular Music. In S. Frith, W. Straw, & J. Street (Eds.), The Cambridge Companion to Pop and Rock (pp. 3–25). Cambridge: Cambridge University Press.

Yanin, V. L. (1978). Staraya grammofonnaya plastinka kak obyekt istochnikovedeniya [An Old Gramophone Record as an Object of Source Studies]. Arheograficheskij ezhegodnik za 1977 g., 27–37. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2018.20.4.075

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru