Работа памяти в «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицына

Natalia Vladimirovna Likvintseva

Аннотация


В статье рассматривается формообразующий характер работы памяти в «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицына, импульсом для которой послужило желание рассказать о погибших и жертвах лагерной системы, стать свидетелем. Это отразилось и на жанровом своеобразии и темпоральности произведения, и на истории его создания. Соединение личной памяти автора с коллективной памятью других жертв ГУЛАГа происходит не методом механического суммирования, но в рамках свидетельства. Фигура свидетеля рассматривается в статье в контексте типологии свидетелей Алейды Ассман, размышлений о свидетельстве Примо Леви и Джорджо Агамбена. Желание стать свидетелем жертв ГУЛАГа требует от автора не только интеллектуального усилия памяти (внимание, запоминание), но и нравственного выбора (готовности разделить участь жертв, пойти на риск, чтобы создать и опубликовать свидетельство) и способности к аккумулированному страданию и повышенной эмпатии. Свидетельство приносится от имени разнородной группы людей, маркируемой автором местоимением «мы», в которой чаще всего объединены заключенные лагерей, и которая дана на фоне второй группы, названной «они» и объединяющей палачей и охранников. Путем причастности к страданию и способности к внутреннему изменению человек может перейти из второй группы в первую. Особенно важна в аспекте работы памяти в «Архипелаге ГУЛАГ» фигура читателя, которому сразу предоставляется возможность примкнуть к группе «мы», пройти вместе с повествователем весь путь страдания, измениться и стать способным в конце воспринять полученное свидетельство. Помимо реальных воспоминаний в повествовании возникают еще и моделируемые, типологические ситуации, которые и свидетели, и читатель могут признать правдивыми, поскольку они переданы с позиции подлинного свидетеля.


Ключевые слова


память; Солженицын; Архипелаг ГУЛАГ; свидетель; страдание; жертва.

Полный текст:

PDF

Литература


Agamben, G. (2012). Homo sacer. Chto ostaetsya posle Osventsyma: arhiv i svidetel’ [Homo Sacer. Remnants of Auschwitz. The Witness and the Archive]. Moscow: Europe. (In Russian)

Assmann, A. (2014). Dlinnaya ten’ proshlogo: Memorialnaia kultura i istoricheskaia politika [The Long Shadow of the Past. Memory Culture and Historical Politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Clément, O. (1974). L’esprit de Soljenitsyn. Paris: Stock. (In French)

Chukovskaya, E. (2005). Aleksandr Solzhenitsyn. Ot vystupleniia protiv tsenzury k svidetel’stvu ob Arhipelage GULAGe [Aleksandr Solzhenitsyn. From the Opposition to Censorship to the Testimony about the Gulag Archipelago]. In N. A. Struve, & V. A. Moskvin (Comp.), Mezhdu dvumia iubileiami: 1998—2003. Pisateli, kritiki, literaturovedy o tvorchestve A. I. Solzhenitsyna [Between Two Birthdays: 1998—2003. Writers, Critics, Literary Historians about the Legacy of A. I. Solzhenitsyn] (pp. 352–370). Moscow: Russkij put’. (In Russian)

Chukovskaya, L. (1979). Process iskliucheniya [The Process of Expulsion]. Paris: YMCA-Press. (In Russian)

Etkind, A. (2016). Krivoe gore: Pamyat’ o nepogrebennyh [Warped Mourning: Stories of the Undead in the Land of Unburied]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Fedyanina, M. E. (2018). “Arhipelag GULAG” A. I. Solshenitsyna kak epopeya [The Gulag Archipelago by A. I. Solzhenitsyn as an Epic]. Solzhenitsynskie tetradi, 5, 103—120. (In Russian)

Ivanova, E. (2005). Predanie i fakt v sud’be “Arhipelaga GULAG” [Legend and Fact in the Destiny of The Gulag Archipelago]. In N. A. Struve, & V. A. Moskvin (Comp.), Mezhdu dvumia iubileiami: 1998—2003. Pisateli, kritiki, literaturovedy o tvorchestve A. I. Solzhenitsyna [Between Two Birthdays: 1998—2003. Writers, Critics, Literary Historians about the Legacy of A. I. Solzhenitsyn] (pp. 449–458). Moscow: Russkij put’. (In Russian)

Levi, P. (2010). Kanuvshie i spasennye [The Drowned and the Saved]. Moscow: Novoe izdatel’stvo. (In Russian)

Markstein, E. (1993). O povestvovatel’noj structure “Arhipelaga GULAG” [About the Narrative Structure of The Gulag Archipelago]. Filologicheskie zapiski, 1, 91–101. (In Russian)

Niva, G. (1992). Solzhenitsyn. Moscow: Hudozhestvennaya literatura. (In Russian)

Saraskina, L. (2008). Aleksandr Solzhenitsyn. Moscow: Molodaya gvardiya.

Schneerson, M. (1984). Aleksandr Solzhenitsyn: ocherki tvorchestva [Aleksandr Solzhenitsyn: Essays about Legacy]. Frankfurt am Main: Posev. (In Russian)

Spivakovsky, P. (2000). Arhipelag GULAG [The Gulag Archipelago]. In S. V. Stakhorsky, Entsiklopediya mirovoj literatury [An Encyclopaedia of World Literature] (pp. 25–27). St Petersburg: Nevskaya kniga. (In Russian)

Struve, N. (2000). “Arhipelag GULAG” [The Gulag Archipelago]. In N. Struve, Pravoslavie i kultura [Orthodoxy and Culture] (pp. 36—39). Moscow: Russkij put’. (In Russian)

Vroon, R. (2010). Literaturnoe proizvedenie kak sudebnyj process: “Arhipelag GULAG” [Literature as Litigation: Aleksandr Solzhenitsyn’s The Gulag Archipelago]. In E. E. Ericson, Jr. (Ed.). Solzhenitsyn: Myslitel’, istorik, hudozhnik. Zapadnaya kritika, 1974—2008 [Solzhenitsyn: Thinker, Historian, Artist. Western Literary Criticism, 1974—2008] (pp. 417–446). Moscow: Russkij put’. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.003

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru